Владимир Путин в пятницу на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» поспорил с деканом факультета государственного управления Гарвардского университета Тимоти Колтоном. Американский эксперт высказал мнение, что «нынешняя модель управления Россией себя исчерпала». Российский премьер с такой точкой зрения категорически не согласился.
Аргументы Владимира Путина просты. Про его словам, «существующая модель управления страной позволила прекратить гражданскую войну (речь идет о Северном Кавказе), восстановить Конституцию на всей территории государства, обеспечить высокие темпы роста экономики, восстановить социальные стандарты и самое главное – повысить жизненный уровень людей».
Правда, не совсем ясно, что имел в виду эксперт из Гарварда, когда говорил о «нынешней модели управления Россией», – систему в целом или же ту ее часть, которая называется тандемом. В связи с этим вспоминается, что 1 ноября в Великом Новгороде Владимир Путин проводил заседание Совета при президенте по развитию местного самоуправления. Что-то странное, согласитесь, есть в том, что работу президентского совета возглавляет вовсе не президент. Что касается повышения жизненного уровня людей, то в том же Великом Новгороде мэр Нефтеюганска Айдар Метшин похвалился, что у «его» жителей значительно снизились требования, ибо жить стало лучше, жить стало веселей – якобы «так одна женщина сказала». Тогда Путин мягко посоветовал: «А ты поговори и с другими женщинами, Айдар...»
Успехи успехами, но, по словам Владимира Путина, это не означает, что «вообще не надо ничего менять». Поскольку, мол, Россия должна соответствовать вызовам сегодняшнего дня. В итоге осталось не совсем ясно: если нынешняя модель приносит столь значительные успехи, она соответствует этим самым вызовам? Или же уже не соответствует, выполнив свою задачу? И нас ждут определенные перемены.
«Надо внимательно посмотреть программу развития страны до 2020 года, надо обратить внимание на то, как настойчиво действующий президент Медведев ставит вопрос о модернизации, – сказал премьер, дискутируя с гостем из США. – Это прописано в «Программе-2020», но, как я уже говорил, президент Медведев вынул это из бумажной и кабинетной сферы, внес в общественное сознание и вместе с правительством двинул эти вопросы дальше».
А что в «Программе-2020» сказано об изменениях в модели управления страной? Да, по сути, ничего. Модернизация российскими властями, похоже, воспринимается как чисто техническое действие, никакого отношения к политической системе не имеющее.
Именно поэтому, судя по всему, выборность сенаторов подменена их назначением. Для видимости демократии новым сенаторам приходится проходить через горнило выборов в поселковых советах, где бывшие депутаты Госдумы и губернаторы набирают под 100% голосов, соревнуясь с безработными и трактористами. Прямые выборы мэров крупных городов повсеместно заменяются избранием сити-менеджеров, назначенных на эти посты по партийной линии. О возвращении прямых выборов глав регионов говорят как о событии ближайших десятилетий. Даже робкая попытка спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко лишить сенаторов партийных «корочек» натолкнулась на жесткую отповедь высокопоставленных чиновников партии власти.
Когда речь идет о развитии политической системы, общих слов типа «будем развивать» явно недостаточно. Тем более из уст человека, который – с этим уже никто не спорит – весной будущего года как минимум на шесть лет возглавит страну. И общество вправе знать о конкретных планах модернизации политической системы. Знать сроки, задумки, перспективы. Или нужно сказать честно – все останется по-прежнему.