Сегодня в Женеве завершатся российско-грузинские переговоры по вопросу вступления России в ВТО. Впервые с августа 2008 года двум странам удалось прийти к пониманию по конкретному вопросу. Пусть и при активном посредничестве Швейцарии и даже при некотором давлении на Грузию со стороны Запада, прежде всего США, покровительствующего ей, но в то же время заинтересованного в членстве России в ВТО. Стоит ли ожидать продолжения размораживания отношений или же это эпизод?
В Грузии на оздоровление отношений с Россией, можно предположить, вызревает социальный заказ. Очевидно, что власти страны в свое время перегнули палку, обвиняя Москву во всех мыслимых и немыслимых грехах, и добились в итоге обратного результата. Среднестатистический житель республики, с трудом сводящий концы с концами, пришел к выводу: раз уж во всех бедах виновна Россия, то надо находить с ней общий язык, ведь США так и не смогли заменить Россию как выгодного соседа. Подобные настроения уловила оппозиция, и о необходимости начать диалог с Москвой без опасения попасть в списки «врагов народа», что было невозможно представить еще год назад, заговорили все мало-мальски видные политики и представители общественности. Настойчивые рекомендации приступить к переговорам официальный Тбилиси получает от Запада. О готовности к ним не так давно заявил даже президент Михаил Саакашвили. Возможно, это был пустой жест с его стороны, но вместе с этим трудно представить, что в грузинских верхах все еще не осознали, что абхазская и югоосетинская проблемы если даже и решаемы в желаемом ими ключе, то отнюдь не при разорванных отношениях с Россией.
Позиция российского руководства известна – пока у власти Саакашвили, речи о возобновлении отношений быть не может. Дело, однако, в том, что Саакашвили способен оставаться главой Грузии долго. В 2013 году у него истекают президентские полномочия, и, согласно Конституции, в третий раз баллотироваться на этот пост он не может. Однако ему ничего не мешает пересесть в кресло премьер-министра, чьи полномочия к тому времени благодаря загодя внесенным в Конституцию поправкам начнут превышать президентские. Возможности оппозиции помешать Саакашвили осуществить качественный переход выглядят сомнительными. Во всяком случае, сейчас – даже при политической активизации миллиардера Бидзины Иванишвили и наметившейся консолидации части противников режима вокруг его фигуры. На фоне затягивающегося пребывания во власти Саакашвили тезис российского руководства о «желании дружить с народом, но не властями» остро нуждается в реальном наполнении. И в этом свете стоит поинтересоваться хотя бы тем, с какими мытарствами и затратами для рядовых граждан Грузии сопряжено получение российских виз.
Парадоксально, но перспектива оздоровления положения может появиться после возвращения на пост президента РФ Владимира Путина. Неприязненные личные отношения российского премьера и грузинского президента общеизвестны. Как и то, что именно с именем Путина грузинские власти связывают территориальные беды, укрепляя в общественном сознании, что именно он являлся и остается реальным руководителем РФ. Но военный удар от Москвы Тбилиси потерпел по конкретному приказу все-таки уходящего президента Медведева. Акт о признании суверенитета неподконтрольных Тбилиси автономий подписывал он же. И хотя и Путин, и Медведев давали понять, что относятся к «грузинской проблеме» одинаково, у Путина в грузинском направлении возможности для маневра шире, нежели у Медведева, принимавшего судьбоносные решения и объявлявшего Саакашвили «нерукопожатным». Конкретные поводы для контакта, которых после решения вопроса с ВТО, на первый взгляд вроде и нет – Россия и Грузия более трех лет сосуществуют в неких параллельных плоскостях, всегда можно найти. На то и существует она – политика.