21 октября Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении два законопроекта, призванных повысить и упорядочить выплату денежного довольствия военнослужащим и пенсий для ветеранов военной службы. Один из них называется «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Второй привязан к первому и носит более длинное название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
И если к первому документу у офицеров, солдат и сержантов-контрактников нет серьезных претензий, наоборот, все они надеются, как обещано президентом и премьером, а также многими военными руководителями, на значительное, в два-три раза, увеличение окладов по званию и воинской должности, а также по другим выплатам, то у отставников отношение к предложенным изменениям в их пенсионном обеспечении сложное, если не сказать жестче – отрицательное. Хотя в законопроектах заложены гарантии и льготы, которых ранее у ветеранов никогда не было.
Например, выплаты по пенсиям после 1 января будущего года, когда начнет действовать новый закон, не могут быть меньше тех, что пенсионеры получали до этого. А сама пенсия будет ежегодно автоматически индексироваться на величину официально утвержденной инфляции. Правда, после введения новых пенсионных нормативов прибавка в тысячу рублей, которую подарил военным ветеранам пару лет назад президент, с нового года будет отменена. Считается, что ее с лихвой перекроет то увеличение пенсии, которое предусматривает новый закон. Но в этом-то «увеличении пенсии» и заложены основные сомнения ветеранов военной службы.
Дело в том, что Государственная Дума одобрила законопроекты о денежном довольствии военнослужащих и внесении изменений в отдельные законодательные акты, связанные с этой проблемой, без тарифной сетки по окладам военнослужащих, которую должно утвердить специальное постановление правительства. В различных СМИ отдельными депутатами от «Единой России» и от КПРФ уже приводятся суммы новых окладов, но все это неофициально утвержденные размеры денежных выплат офицерам, солдатам и сержантам-контрактникам. А от этих сумм зависит размер пенсии, которую получат ветераны.
Со своей стороны, ветераны опасаются, что надежда на значительное увеличение пенсионных выплат, которое им было обещано руководителями страны, окажется нереализованной. Тем более что некоторые публикации в отечественной печати наводят на мысли, что в отдельных правительственных ведомствах не очень четко представляют себе, в каком финансовом положении находятся сегодня армия и флот.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин в статье, опубликованной недавно в «Коммерсанте», к примеру, утверждал, что лейтенант в армии получает сегодня 29 тыс. руб. в месяц. Где он встречал такого лейтенанта – вопрос. Может быть, в ФСБ или в ФСО? Но в армии даже полковник, который служит не в центральном аппарате Минобороны, а в обычной части, в том числе и заместитель командира бригады, как известно, получает, в зависимости от тарифной сетки и выслуги лет, что-то около 24–26 тыс. руб. Лейтенант, командир взвода – 15–16 тыс. С такими убеждениями, как у некоторых министров, не стоит удивляться, если постановление правительства вдруг обманет ожидания военнослужащих и отставников.
Но уже сегодня военные недовольны тем, что в новом законопроекте введен так называемый понижающий коэффициент к пенсионнообразующей базе. Он равен 0,54. То есть если раньше ветеран военной службы, имея выслугу в 30 и более лет, мог рассчитывать на почти 85% от денежного довольствия офицера, равного с ним по воинскому званию и должности, то с 1 января он сможет получать только чуть больше половины от этой суммы. И хотя предусмотрено, что с 1 января 2013 года пенсия будет увеличиваться на 2% ежегодно и может, в конце концов, если кто-то доживет, достичь 100% оклада, такая перспектива отставников, что называется, не греет. Понятно, что после выхода на пенсию, а точнее после января 2013 года, надо прожить еще как минимум 23 года, чтобы получить полный оклад. А это удастся единицам.
К тому же это положение законопроекта ставит в неравное положение офицеров запаса и в отставке, которым сегодня 45–50 лет, и тех, кому исполнилось 65–70 лет. Если первые еще могут надеяться, коль повезет, на получение полной пенсии, то вторым практически уже ничего не светит. И ветераны справедливо возмущаются этим неконституционным неравенством перед законом.
Все эти несложные расчеты привели к тому, что за новую редакцию законопроекта о пенсионном обеспечении ветеранов военной службы в Государственной Думе не голосовали коммунисты. Они сегодня сделали этот факт центральным в своей агитационно-пропагандистской работе среди отставников перед новыми выборами в парламент. И таким образом увеличивают число своих сторонников из наиболее ответственных и организованных избирателей, которыми являются офицеры в запасе и отставке.
Уже понятно, что число голосов, поданных за товарища Зюганова и его однопартийцев, в новой Думе будет прирастать за счет недовольных военных пенсионеров. А их с членами семей ни много ни мало около 4,5 миллиона. Независимые эксперты утверждают, что такая же история может повториться и во время выборов президента в 2012 году. Пенсионеры получат свои первые выплаты по новому закону и могут почувствовать себя обманутыми. И тогда их голоса уйдут не к Владимиру Путину, а к его противникам.
Но тут, по мнению наблюдателей, у власти есть возможность для маневра. По результатам голосования в Государственную Думу она может внести поправки в свою пенсионную политику. И как в прошлые годы, добавить военным пенсионерам тысячу или полторы сверх их пенсии. Голоса и поддержка ветеранов этого стоят.