Вчерашняя новость: единоросс Владимир Мединский, член комитета Госдумы по природным ресурсам, станет главой комитета по культуре. Сам Владимир Мединский к назначению готов. В интервью, данном вчера же, заметил, что «такая работа была бы для меня самой желанной работой в Государственной Думе». До того крупная новость, касавшаяся Мединского, появилась летом: готовясь в депутаты следующего созыва, он опубликовал данные о своих имуществе и доходах, и выяснилось, что без пяти минут председатель комитета по культуре Госдумы не так давно стал владельцем 50% акций компании «Столичные рестораны».
Вообще Мединского знают, он – один из авторов нынешнего Закона «О рекламе», например. Но почему – на культуру? Только потому, что единоросса Ивлиева непременно должен был сменить единоросс?
Конечно, если сравнивать с театрами, так советоваться с актерами на предмет приглашения того или иного главного режиссера – последнее дело. Но руководить процессами, происходящими в культуре, конечно, лучше тому, кто в этих вопросах искушен. Авторы 94-го закона – знаменитого закона о тендерах – вряд ли предполагали, что именно в сфере культуры возникнет так много проблем и подводных камней, которые придется потом нивелировать поправками. Кстати, некоторые все еще ждут своего часа.
Сегодня снова считается, что опытный менеджер может руководить всем и всеми, главное – разбираться в науке управлять. В культуре, конечно, также действуют все законы Ньютона и многие другие тоже. Но когда новый руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков на год продлевает полномочия директора и худрука Театра на Таганке Валерия Золотухина плюс к тому – обещает ему добавить денег на новые постановки, возникают вопросы. Менеджер «со стороны» не связан с известным актером годами дружбы, он может исходить из чистой прагматики. А с практической точки зрения актер вообще редко становится вдруг хорошим директором, да и хорошим худруком – нечасто. А на Таганке, отправившей в отставку своего основателя Юрия Любимова, можно построить только новый театр. То есть срочно необходимы здесь и свежая кровь, и свежие силы.
Иначе живут в Петербурге. Сколько раз за десятилетия советской власти расправлялись с тамошним инакомыслием и вольнодумством, а всё живы какие-то отличные от московских традиции и привычки. Недавно ушел в отставку глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков. Появилась вакансия. Но все в один голос говорили, что вопрос решен, назначат директора Михайловского театра Владимира Кехмана, хотя среди кандидатов, названных на прошлой неделе публично, фигурировали также и директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров, с которым связаны в городе не самые приятные воспоминания – он уже поруководил петербургской культурой до Губанкова. Назвали также директора «Ленфильма» Владимира Шайдакова и пресс-секретаря вице-губернатора Петербурга телеведущую Юлию Стрижак. Но объявлению этого списка предшествовало одно событие.
Подоспел юбилей одной народной артистки, губернатор приехал ее поздравить и оказался рядом с другой народной артисткой. И та между прочим сказала, что – если речь о культуре – в Петербурге не принято принимать кадровые решения, не посоветовавшись с культурной общественностью. И назначение было отложено. И вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи публично называет всех претендентов, не забывая при этом произнести в данном случае не совсем уже дежурную фразу о том, что в вопросе выбора окончательного кандидата городские власти намерены советоваться с культурной общественностью Северной столицы и Министерством культуры Российской Федерации.
Может быть, с гражданским обществом в России не все в порядке, но пока еще, кажется, не безнадежно.