Президент России Дмитрий Медведев своим указом № 1039 внес изменения в Устав гарнизонной и караульной службы, а также в другие общевоинские уставы. Теперь выше обозначенный устав будет называться Уставом гарнизонной, комендантской и караульной службы. А в соответствии с изменением этого названия получат новое, более четкое и обоснованное с правовой точки зрения определение функциональные обязанности должностных лиц воинских гарнизонов. Его начальник, помощник начальника по организации гарнизонной службы, военный комендант, дежурные по гарнизону, гарнизонные караулы, должностные лица комендатуры и ВАИ, начальники гауптвахты, наряды комендантской службы и гарнизонные патрули┘
Как утверждает президентская пресс-служба, изменения направлены на «перераспределение задач, решаемых в рамках гарнизонной службы, и выделение функций по обеспечению законности и правопорядка в гарнизонах» в самостоятельную комендантскую службу.
Военные и отставники найдут много любопытного в тех изменениях и поправках, которые внесены в устав. Узнают, например, что вводится новая должность «помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы», а офицер, назначенный на нее, освобождается от других обязанностей. В то время, как остальные должностные лица гарнизона исполняют свои обязанности по совместительству. О том, что выстраивается комендантская «властная вертикаль». Теперь комендант гарнизона будет подчиняться начальнику регионального управления комендантской службы (своему окружному начальнику), а тот, в свою очередь, – руководителю центрального органа военного управления комендантской службы Минобороны. Есть и другие интересные детали. Но мы сейчас не о них.
После выхода президентского указа № 1039 возникает вопрос о связи комендантской и гарнизонной службы с создаваемой военной полицией. О ней в упомянутом указе нет ни слова. Между тем министр обороны Анатолий Сердюков уже не первый раз говорит, что к 2012 году в России появится военная полиция, что она будет подчиняться непосредственно ему. Что у нее будет своя форма, вооружение и даже транспорт. Полицейских будет около 20 тыс. Набирать их станут только из числа контрактников. Им поручат решать много важных задач. В том числе сопровождать на железной дороге, на воздушном и автомобильном транспорте военные грузы, следить за четким выполнением военнослужащими требований воинских законов и уставов, даже нести караульную службу, проводить оперативно-розыскную работу, а также первичное дознание с нарушителями воинской дисциплины, фактически бороться с набившей всем оскомину дедовщиной┘
О военной полиции говорит и Управление пресс-службы и информации Минобороны. «Работа по созданию военного полицейского корпуса находится на завершающем этапе, в ходе которого особое внимание будет уделено формированию нормативной правовой базы. В связи с тем что проводимая работа объемная и предусматривает необходимую процедуру обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, завершить ее планируется в течение 2011 года», – говорится в его сообщении. Хотя звучали и определенные оговорки. О том, что специалистами военного ведомства учитывался ряд организационных, правовых и военных аспектов, а также опыт армий зарубежных стран, где подобные структуры функционируют длительное время. А в ближайшее время планируется подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, общевоинские уставы Вооруженных сил.
Прошла даже информация о том, кто будет возглавлять военную полицию. Называли имя заместителя командующего Центральным военным округом генерал-лейтенанта Сергея Суровикина. Некоторые правозащитники тут же вспомнили, что в августовские дни 1991 года тогдашние подчиненные офицера стали участниками трагедии, разыгравшейся под мостом на Садовом кольце. Кроме того, у него были еще какие-то недоразумения с законом во время учебы в Общевойсковой академии. Как эти пересуды повлияли на выбор руководителя военной полиции, пока неизвестно.
Так же пока неясно, где границы действий военной полиции, на какие объекты и субъекты распространяется ее власть. Ведь согласно президентскому указу № 1039 и изменениям, внесенным в Устав гарнизонной, комендантской и караульной службы, «военный комендант гарнизона лично и через подчиненных ему должностных лиц обязан требовать от военнослужащих строгого соблюдения воинской дисциплины на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте общего пользования, в других общественных местах, не оставлять без внимания ни одного проступка. При этом он не должен допускать по отношению к военнослужащим унижения личного достоинства, причинения физических страданий и проявления грубости».
Оставим в стороне указания на «причинение физического страдания и проявление грубости» (пьяного разгильдяя и хулигана в погонах полицейские или патрули, конечно же, будут ласково уговаривать). Но вот вопрос, кто кому должен быть подчинен – военная полиция коменданту или комендантская служба военной полиции. Кто будет разыскивать и ловить уклонистов. С дезертирами ясно – они прерогатива комендантской службы. А гражданская публика? Какое отношение к ней будет иметь военная полиция? Или она попросит поддержки в этом вопросе у МВД? Как бы не получилось, как в известной поговорке, у семи нянек дитя без глазу. И где здесь будет общественность?
Конечно, все эти вопросы требуют четкого разъяснения и аргументированных ответов. Как и процесс взаимодействия военной полиции с военными судами и военной прокуратурой. Судя по высказываниям некоторых прокурорских работников, не все аспекты этого взаимодействия достаточно четко прописаны в проектах документов, посвященных этой проблеме. Что понятно. У разных ведомств – разный подход. Но задача в том, чтобы военная полиция была не декоративным элементом нового облика, а важным фактором укрепления дисциплины в армии и на флоте. А этого одному военному ведомству без поддержки добиться невозможно.