Субботняя встреча Дмитрия Анатольевича Медведева со своими сторонниками в московском центре Digital October, по мысли организаторов, ответила на многие вопросы. Но не на все, конечно. Вопрос о стиле, об эстетике, о жанре этого собрания – один из них.
Один из участников, писатель Сергей Минаев, назвал себя представителем поколения «70–76-х годов, первого поколения, которое сформировалось, стало зрелым на постсоветском пространстве». Отчего же встреча так явственно напоминала большой стиль советской эпохи? В котором естественно бы смотрелось выступление Героя России: «Я... приехал сюда, чтобы сказать свои слова поддержки тому курсу политики, который вы ведете». Писателя, который не в силах скрыть своей радости: «Когда вы стали президентом, вы были первым, кто вышел в Твиттер, Лайв Джорнал... Ваши решения будут нашими решениями, и ваши победы будут нашими победами...» Восторженная телеведущая вторит писателю: «Ребята, вдумайтесь, президент нашей страны говорит о том, что он все читает и слышит... И президент тебя правда читает и слышит. Я вот, знаете, часто людям это пытаюсь сказать, а они меня как будто не слышат. Я говорю: мы в другой стране живем, он читает и он слышит». А профессор из Томска требует «решительно давать отпор» публикациям в СМИ, «ставящим под сомнение такой глобальный проект, как «Сколково».
А рядом с ними, конечно, рабочий-сталевар из города Златоуста: «Я приехал, чтобы вас поблагодарить за ту встречу, которая была в апреле. Изменения произошли радикальные у нас на заводе. Люди очень вам благодарны за это... Сейчас у нас и столовая работает во вторую смену... Трамвай стал ходить на полчаса дольше, и люди теперь после второй смены успевают спокойно, не торопясь, помыться и добраться до дома... Зашевелился бизнес, причем все-таки социально стал направлен. Теперь путевки дают детям на Черное море, родителям в санаторий можно съездить – в местный, наш, уральский, но тем не менее». Есть и личные поводы для радости: рабочего избрали в региональный политсовет партии «Единая Россия», где узнал, что «партия «Единая Россия» вас поддерживает, очень сильно поддерживает», а после того как с женой вернулись с моря, рабочий узнал, что у них «будет третий ребенок... Я вам выражаю свою личную благодарность за прошлую встречу».
Президент говорит про Интернет, а его в ответ благодарят за столовые и трамвай. Культурный диссонанс. Впрочем, можно пофантазировать и попытаться перенести тех же участников на встречу с председателем правительства Владимиром Путиным. О чем говорить, если не о Твиттере и Лайв Джорнал?
Деталь, конечно, но небезынтересная. На встрече со своими сторонниками президент замечает, что «механизм общения с властью через социальные сети, через Интернет – заработал... А тот, кто не умеет работать в таких условиях, я вам говорю абсолютно откровенно, во всяком случае, до тех пор пока я буду работать, пока я буду заниматься какой-то активной деятельностью, я от таких людей буду освобождаться, даже если это люди, которые имеют большие заслуги. Почему? Потому что они не соответствуют времени. Время изменилось».
Что бы ни говорили Медведев и Путин о единомыслии и общих взглядах на будущее, слова, процитированные только что, для президента, очевидно, краеугольные, входят в некоторое противоречие со сказанным на днях пресс-секретарем премьер-министра Дмитрием Песковым – про настроения людей, «которые живут не в пределах Садового кольца, где другие проблемы и где люди не тратят по два-три часа в день, чтобы писать в блогах и социальных сетях». Путин «далек от того, чтобы жить в Интернете. Редко, но пользуется им», – сказал Песков. По его словам, аккаунтов у Путина в социальных сетях нет, равно как в ближайшее время не будет у него и своего сайта.
Так как же с ним поступить? С точки зрения Медведева?