В СИЗО от инфаркта умер очередной заключенный. Директор школы Андрей Кудояров, который якобы брал взятки. После смерти – тоже в СИЗО – юриста Сергея Магнитского мы неплохо представляем себе условия, в которых находился директор. Родственникам погибшего сообщили о случившемся только на третий день.
Каждая такая смерть наносит немалый репутационный ущерб России. Достаточно вспомнить знаменитый «список Магнитского». Проверку инцидента проведет Следственный комитет РФ. Президентский Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека проведет экспертизу случившегося.
Готово ли общество разделить беспокойство правозащитников? Результаты соцопросов на эту тему не обнадеживают. По данным Левада-Центра, уровень солидарности, способность поставить себя на место жертвы тюремного произвола в обществе чрезвычайно низки. В то же время 60% респондентов в курсе, что собой представляют отечественные СИЗО. Социологи, объясняя ситуацию, приводят наиболее частые доводы граждан в оправдание своего равнодушия. Оно всегда сводится к формуле «своя рубашка ближе к телу». Люди перечисляют собственные беды и не уверены, что потенциальные преступники должны находиться в лучшем положении, чем они сами. Либерально-демократические установки в этой сфере явно дают сбои.
Вправе ли мы считать эти настроения проявлением особого «озверизма» россиян? К сожалению, необходимо признать, что цинизм подобных рассуждений граждан имеет под собой почву. Слишком велико в стране число людей, прозябающих на обочине жизни. Речь идет в первую очередь о детях и стариках – самых беззащитных категориях населения. По данным специалистов Общественной палаты, из 28 млн. юных россиян 2,2% – беспризорники. То есть из каждой сотни детей двое лишены не только семей, но и жилья.
Пожилые граждане нашей страны это жилье имеют, но условия жизни в интернатах часто немногим отличаются от тюремных порядков. И они слишком часто горят... Последний такой пожар случился совсем недавно – в доме престарелых в Лохомском районе Костромской области. Известно, старый – что малый. Требует аналогичного присмотра. И грешно ссылаться на то, что это взрослые люди, сами за себя отвечающие. Смерти эти – целиком на совести государства.
Опека беззащитных россиян – сфера государственного управления. Приходится признать, что государство в этой сфере проявляет пагубное равнодушие. Когда узнаешь о все новых фактах пренебрежения к социально беззащитным гражданам, становится стыдно. Надо понимать: рынок здесь – не помощник. На детях и стариках не заработаешь, а благотворительность в России не развита. Политиков эта тема интересует только перед выборами. Потому что пенсионеры – самая дисциплинированная часть электората. Когда мы говорим о десятилетии стабильности, мы должны сознавать, что стабильны у нас и пороки социальной жизни. Ведущие к ожесточению и взаимной нетерпимости.
Нужна политическая воля, чтобы заставить чиновников соблюдать необходимый минимум заботы о согражданах, лишенных поддержки близких. Дом престарелых сгорел потому, что после прежних громких пожаров наказаны были стрелочники. Региональные власти не пострадали. Да и только ли в наказаниях дело? Должна быть создана совершенная система государственной помощи и государственного же контроля за расходами в этой сфере.
Социальный сектор – та сфера, где необходимы жесткие административные меры регулирования. Решив проблему бесправных сограждан, мы решим гораздо более масштабные задачи. Общество станет восприимчивым к общечеловеческим ценностям. Отсутствие которых обесценивает любые попытки технической, экономической и политической модернизации.