Вчера на Первом канале центрального телевидения в прайм-тайм стартовало новое реалити-шоу под названием «Специальное задание». В течение трех месяцев, вплоть до Нового года, каждое воскресенье две команды артистов, певцов, музыкантов и других известных персон шоу-бизнеса будут на экранах наших телевизоров проходить воинскую службу на одном из армейских полигонов, соревноваться между собой в выполнении очень трудных и изматывающих учебно-боевых задач, преодолевать полосы препятствий, штурмовать боевые порядки условного противника, прыгать с парашютом в его тыл, добывать «языка», сражаться с вполне конкретными спецназовцами, водить танки, бронетранспортеры, прочую боевую технику, стрелять из самых разных видов оружия. Причем все они не в шутку, а всерьез приняли военную присягу, подписались под юридически обязывающими их документами и обязались беспрекословно, точно и в срок выполнять все приказы и распоряжения воинских начальников. А те, кто по незнанию или ради прикола отступал от уставных правил, были публично наказаны в соответствии с требованиями армейской дисциплинарной практики.
Добавим еще, что если все ранее показанные по ТВ реалити-шоу были калькой с зарубежных телепроектов, то «Специальное задание» – уникальный, сугубо отечественный продукт, совместное творчество Минобороны и Первого канала, созданный в форме увлекательного и захватывающего зрелища, где суровая армейская жизнь, снятая по высоким голливудским стандартам, показана без всяких прикрас┘
Впрочем, мы не собираемся рекламировать этот проект. Каждый, если захочет, увидит его сам и вынесет о нем собственное непредвзятое мнение. Мы о другом – о том, что военное ведомство решило отойти от советских стандартов лобовой пропаганды, которую все последние 20 лет пыталось противопоставить резко критическому общественному мнению о положении дел в армии, и теперь пытается наладить диалог с гражданским обществом страны, а еще точнее – с его молодежью в новых, неизбитых ранее формах, используя весь арсенал средств, который предоставляет ему современное медиа- и информационное пространство. Здесь и передача, прошедшая на канале СТС, «Самый умный кадет», которая резко подняла рейтинг суворовских, кадетских и нахимовских училищ. Здесь и работа Общественного совета при Минобороны, и регулярные встречи самого министра и начальника Генштаба, их заместителей и главкомов видов вооруженных сил, командующих родов войск с журналистами. А также выезды профессиональной пишущей братии и блогеров в войска, в дальние гарнизоны и на корабли, на пуски стратегических ракет, и готовность информационных структур и пресс-служб округов ответить на любой вопрос, волнующий те или иные СМИ, и новый сайт военного ведомства в открытом доступе в Интернете┘ Многие другие современные формы и методы работы с общественностью, которые, безусловно, позволяют людям больше знать и понимать о том, что реально происходит в армии и на флоте, как протекает и в каком направлении идет военная реформа, как решаются проблемы социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, как проходит набор контрактников и проистекает срочная служба вчерашних школьников... Их, эти формы работы, нельзя не приветствовать.
Но, правда, никакой информационно-пропагандистской работой нельзя заменить каждодневную и ежечасную работу офицеров и генералов в войсках, не декларативную, а реальную заботу о повышении воинской дисциплины в подчиненных им частях и подразделениях, о росте ответственности командиров за здоровье и жизнь солдат и сержантов срочной службы, каждое ЧП с которыми вызывает в обществе новый всплеск возмущения и негодования. Матери доверили армии самое дорогое, что у них есть, – своих сыновей и хотят, чтобы они вернулись домой здоровыми и повзрослевшими, настоящими мужчинами, а не «грузом 200».