0
2518
Газета От редакции Интернет-версия

07.10.2011 00:00:00

Примороженные контракты

Тэги: минобороны, оск, апл


Распоряжение президента и премьера не выполнено. Все назначенные и переназначенные сроки прошли, а контракты между Министерством обороны и предприятиями Объединенной судостроительной корпорации на закупку стратегических атомных подводных крейсеров проекта 955 класс «Борей» («Юрий Долгорукий», бортовой номер К-535 и «Александр Невский», бортовой номер К-550) и многоцелевых атомных подводных крейсеров проекта 855 класс «Ясень» («Североморск», бортовой номер К-329) так и не заключены. Даже до конца сентября, хотя срок был установлен – конец августа, а потом плюс еще неделя. Почему это произошло? В чем причины такой «недоговороспособности»?

В том, на наш взгляд, что невозможно поженить сугубо административные подходы к навязыванию военным ведомством конкретной цены оборонным предприятиям с теми во многом рыночными отношениями, в которых сегодня пребывает оборонка. С достижениями той степени рентабельности гособоронзаказа, при которой у предприятия остается возможность не только выживания, но и развития. Некоторые директора оборонных НИИ и заводов, наверное, по примеру генерального конструктора МИТа Юрия Соломонова уже даже перестали «бояться» обнажать перед журналистами свои противоречия с Минобороны. Гендиректор НИИ приборостроения имени Тихомирова Юрий Белый (НИИ делает активную фазированную антенную решетку для истребителя 5-го поколения. – «НВО») говорил нам, что «в заказывающие структуры военного ведомства пришли люди, которые, мягко говоря, ничего не смыслят в производстве и ценообразовании» (это, кстати, признает и Анатолий Сердюков – «НВО» № 25). «Тем не менее они все время требуют снижать накладные расходы, снижать прибыль, трудоемкость. И часто произвольно сбрасывают цены на конечную продукцию». И такое происходит по всей оборонной промышленности страны.

«Если бы у нас был один ГОЗ, предприятие уже давно умерло бы, – заявил Юрий Белый. – Средств на развитие после выполнения ГОЗа практически не остается. Зарплата берется непонятно по какому усредненному принципу. Накладные расходы – тоже. Причем это не только у нас, по всей промышленности. Идет практически удушение оборонки. В руководстве страны говорят, что рентабельность ОПК – локомотива нашей промышленности – должна быть не меньше 15%, а по факту она не получается больше 5–7%. И, главное, непонятно, с кем разговаривать в Минобороны. Приходят совсем некомпетентные люди. Их задача – не развитие промышленности, не повышение обороноспособности страны, их задача – любым путем сэкономить деньги».

Мы не собираемся и не можем быть адвокатами одной из сторон конфликта. Минобороны тоже понять можно. Бюджетные деньги на гособоронзаказ ему отпущены в строго определенном размере. На нынешний год это 750 млрд. руб. Но и потребности у него не только в «Бореях» и «Ясенях» – 20 с лишним лет без новой боевой техники и без новых систем обеспечения боя так обескровили армию, что даже победу в пятидневной войне в августе 2008-го можно в какой-то мере считать чудом. Она была достигнута в первую очередь за счет мужества и стойкости российского солдата и офицера, а не благодаря преимуществу в вооружении. Как выделить средства на все, что крайне необходимо, тем более что, как говорит министр обороны, производственники закладывают в цену своей продукции не только расходы на ее производство, но и все накладные. В том числе и содержание детских садов, поликлиник, общежитий, штрафы за сорвавшиеся заказы сторонних организаций. «Мы не можем заниматься благотворительностью», – говорит Анатолий Сердюков, и тут ему возразить невозможно.

Правда, и предприятие (производящее финальную продукцию, тот же «Долгорукий»), которое приобретает металлы, ядерные реакторы, прочие комплектующие по рыночным ценам у монополистов этой продукции, не может отдавать созданный своими работниками товар ниже или чуть, на процент-два, выше его себестоимости, или – по-другому – ниже планки рентабельности. Оно не сможет покупать новые станки, технологии, перевооружать производство, обучать и набирать новые высококвалифицированные кадры, предоставлять им жилье┘ А прибавьте сюда постоянно растущие цены на электроэнергию, газ, тепло, прочие материалы. По словам руководителя Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, цена на электроснабжение за год выросла на 20%, на металл – на 30%, заработная плата – на 10%. Минобороны, по его словам, предлагает сейчас использовать дефлятор в районе 1–2% в год. Но применение такого подхода для нас сродни экономическому самоубийству. Мы предлагаем использовать хотя бы дефляторы Минэкономразвития (6–7%. – «НВО»). Вся причина сложностей с гособоронзаказом, говорит он, упирается в отсутствие нормативной базы при одновременном преобразовании всей системы. И это тоже правда.

Трудно не согласиться с такими аргументами. Проблема с примороженными контрактами, на наш взгляд, не только во взаимоотношениях Минобороны и оборонной промышленности. В стране не созданы финансово-экономические рычаги, льготы и преференции, при которых в условиях рыночной экономики и ОСК, и ОАК, и МИТу, да и другим предприятиям и концернам было бы выгодно заниматься гособоронзаказом, как это выгодно, например, Boeing, EADS, BAe Systems, Raytheon и сотням таких же фирм Запада и Востока. Пока этого не случится, всякие начальственные окрики, предупреждения и нагоняи ни к чему хорошему не приведут. Армия и флот будут оставаться без современных и крайне необходимых им вооружений.

Вот Минобороны уже вынуждено отправлять свои корабли на ремонт в страны НАТО, собственные предприятия не справляются – не хватает специалистов. А с другой стороны, если за нужные или не нужные нам «Мистрали» можно заплатить французам полтора миллиона евро, то почему «Севмаш» должен отдавать крайне необходимый ВМФ и России стратегический подводный крейсер с баллистическими ракетами на борту за бесценок?! Подобная логика непонятна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
668
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
809
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
752
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
749

Другие новости