На декабрь намечен саммит СНГ. Последний в уходящем году. И, судя по всему, Россию на нем в последний раз в качестве президента будет представлять Дмитрий Медведев. По крайней мере в ближайшие шесть лет. Что за это время произойдет с СНГ, предсказать трудно. Но декабрьская встреча глав государств Содружества станет тестом на его жизнеспособность и позволит сделать прогноз по поводу роли России на постсоветском пространстве.
Предыдущая встреча глав государств Содружества, которая прошла в Душанбе, показала неутешительную тенденцию. Саммит демонстративно проигнорировал президент Узбекистана Ислам Каримов. Всем было понятно, что за демаршем лидера государства – союзника России стоят серьезные расхождения в позициях Москвы и Ташкента. И есть все основания полагать, что дальше будет только сложнее. А о союзных отношениях, которые Каримов подтвердил своей подписью в договоре, когда Запад ввел против Узбекистана экономические и политические санкции, сегодня можно говорить с большой натяжкой. Тем более что Вашингтон и Брюссель смягчили тон в диалоге с Ташкентом, более того США отменили санкции против Узбекистана, введенные после андижанских событий 2005 года, в результате которых погибли сотни граждан этой страны.
Но если на ташкентском направлении у Москвы проблемы были всегда, то с Азербайджаном их не было вовсе. Однако на последний саммит Ильхам Алиев не приехал. Дистанция, которую обозначил Баку, может оказаться началом отхода от Москвы и других стран Содружества. Тем более что и с самым ближайшим союзником – Белоруссией у нас не все гладко. Отсутствие Александра Лукашенко на встрече в Душанбе было показательным. Молдавия, хоть и была представлена на саммите и.о. президента, но скорее всего по инерции: страна давно и бесповоротно взяла курс на ЕС. Даже Киргизия, которая сегодня демонстрирует верность Кремлю, делает это от безысходности: у страны нет денег, и она ищет поддержки везде, где может их получить. С Украиной тоже не все идет так, как виделось Дмитрию Медведеву, когда он подписывал с Виктором Януковичем харьковские соглашения, продлившие прописку Черноморского флота в Крыму. И возвращение Путина не уменьшает количества спорных вопросов.
Два неурегулированных конфликта на территории СНГ – армяно-азербайджанский и приднестровский – в последние годы патронировались Дмитрием Медведевым. Ему не удались попытки примирить стороны в карабахском конфликте. В приднестровском урегулировании с именем Медведева связывали большее – решение проблемы уже в ближайшее время. Особенно после известной договоренности Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель. Останутся ли в силе эти договоренности при президенте Путине? Об этом сегодня говорят не только в Кишиневе, который приветствовал активизацию немецкой дипломатии в процессе урегулирования конфликта на Днестре, но и в Тирасполе.
Дмитрия Медведева в странах СНГ воспринимают как политика более мягкого, чем Путин. В связи с грядущей сменой власти в России в странах СНГ прикидывают, чем она может для них обернуться. Отказ Медведева баллотироваться на второй срок заставил наших партнеров по СНГ спешно пересматривать свои планы. А его инициатива – выдвинуть кандидатом от правящей партии Владимира Путина – и вовсе привела некоторые столицы Содружества в шок. Жесткий Путин, который ни на йоту не уступит там, где будут затрагиваться интересы России, пугает Кишинев, где сегодня власти продолжают требовать вывести из Приднестровья не только Оперативную группу войск, но также и миротворцев, которые в 1992 году прекратили войну на Днестре. Озадачивает Минск и Киев. Заставляет прицениться к ситуации Среднюю Азию. Осторожничают все, но одновременно ищут опору (на всякий случай) в Европе и США. Никто при этом не знает, как поведет себя новый старый президент России и какое место в новой стратегии России будет отведено СНГ.