Россия остается страной, где жить непросто. Больше половины россиян, по данным опроса ВЦИОМа, считают свою жизнь сложной. Труднее всех приходится жителям крупных и малых городов, пенсионерам и людям со средними доходами. Хорошо живут лишь около 30% населения, в основном молодые люди и обеспеченные россияне. В бедственном положении находятся 11% россиян. А ведь еще в апреле 2010 года нестерпимым считали свое положение 9% опрошенных. В будущее россияне смотрят достаточно пессимистично: треть опрошенных считают, что тяжелые времена еще впереди, 27% полагают, что главные трудности мы переживаем сейчас.
Да и откуда взяться оптимизму, если с января по август 2011 года реальные располагаемые доходы хотя и не намного, но снизились, а рост тарифов ЖКХ опередил инфляцию? По прогнозам вице-премьера Дмитрия Козака, в следующем году тарифы на ЖКХ вырастут на 11% при инфляции, не превышающей 7%. С каждым годом россиянам приходится платить за газ и электроэнергию все больше, при том что доходы их растут отнюдь не так быстро.
Причина складывающейся ситуации – в монополизации рынка газа и электроэнергии. С одной стороны, на рынке господствует «Газпром», а с другой – можно наблюдать явный провал реформы электроэнергетики, где отсутствует конкуренция. Энергетики не просто индексируют свои тарифы в соответствии с инфляцией, а закладывают завышенную инвестиционную составляющую, пришли к выводу в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). За 10 лет с 1998 года на 1% прироста ВВП приходилось 0,3% прироста энергопотребления в стране. В прогноз Минэкономразвития на 2011–2020 годы заложен прирост энергопотребления в 1,5% при максимальном увеличении ВВП на 5% ежегодно. Из-за завышенного прогноза инвестиционная составляющая тарифа оказывается раздутой.
Уже сейчас, по данным ИПЕМа, стоимость 1 кВт-ч по паритету покупательной способности в России выше, чем в США и ЕС. Российские промышленные потребители платят в 1,5–5 раз больше, а население – в 1–2 раза. Конкуренция, которая обычно и заставляет производителей снижать цены за счет повышения эффективности, в этом секторе отсутствует. Практически ничто не мешает отдельным участникам рынка получать сверхприбыли. Еще одна причина завышенных тарифов – неэффективная система управления и регулирование отрасли, считают эксперты ИПЕМа. У энергетиков нет ни единого стимула повышать эффективность своей деятельности или экономить на затратах, ведь рост тарифа не просто покроет их расходы и инвестиции, но и принесет дополнительные доходы. Население все это оплатит, хотя бы потому, что у него не будет другого выбора.
В правительстве борются с повышением тарифов, директивно устанавливая потолок роста цен. Летом на Петербургском форуме главы Минэкономразвития и Минфина сошлись во мнении, что оптимальный темп роста тарифов равен темпу инфляции плюс еще пара процентов, чтобы покрыть инвестиционную составляющую. Однако в будущем году потолок роста цен на газ для населения установлен на уровне 15%.
Из условно положительных новостей – перенос сроков индексации тарифов с 1 января на 1 июля. В правительстве это объясняют тем, что летом, когда энергопотребление ниже, населению будет легче адаптироваться к очередной индексации. Но ряд политологов уверены, что такой шаг мотивирован нежеланием властей поднимать тарифы перед выборами.
Об ограничении роста тарифов потолком инфляции говорится высшими лицами государства все чаще, но вряд ли в правительстве пойдут на эту меру. По прогнозам, естественные монополисты в результате нее могут недополучить миллиарды рублей, им также «придется» свернуть огромное количество инвестиционных программ. Экономика и население оказываются в замкнутом круге, выход из которого только в ориентации рынка на конкуренцию.