Событие минувшей пятницы – погром посольства Израиля в Каире – способно превратиться в серьезный кризис в отношениях этой страны с Египтом. Уже на следующее утро, в субботу, правительство Израиля вывезло на двух самолетах из египетской столицы посла и весь персонал посольства с семьями. Остался лишь один дипломат – заместитель посла, которому поручено отслеживать обстановку.
Израильские власти тут же проинформировали о случившемся США. Премьер Биньямин Нетаньяху – президента Барака Обаму, а министр обороны Эхуд Барак – шефа Пентагона Леона Панетту. США играют роль гаранта в египетско-израильских отношениях со времени, когда при их посредничестве в 1979 году были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения. На их основе Египет первым из арабских стран признал Израиль и установил с ним дипломатические отношения. Следом по этому пути пошла Иордания.
Это уже не первая антиизраильская демонстрация в Каире. Протестные выступления начались после того, как 18 августа израильские войска по ошибке убили пять египетских пограничников. И продолжались практически ежедневно. «Мы сожалеем», – прозвучало из Тель-Авива, однако в Каире настаивают на формальном извинении.
События в Каире прямо связаны с так называемой арабской весной. Она сбросила оковы, сдерживавшие арабскую улицу, которая, как известно, всегда была настроена антиизраильски.
Не обошлось и без влияния политических сил, рвущихся к власти и опирающихся при этом на националистические настроения. В их число входят и исламистские движения. Наиболее известное из них – «Братья-мусульмане», в прошлом запрещенное как террористическая организация. Созданные им политические партии рассчитывают завоевать не менее 50% голосов на предстоящих парламентских выборах. Сейчас у этого движения репутация умеренных исламистов, и оно имеет неплохое взаимопонимание с правящим Высшим военным советом Египта.
Заметно также влияние салафитов – фундаменталистского движения, пользующегося поддержкой, включая материальную, со стороны Саудовской Аравии. Их считают причастными к акциям на границе с Израилем.
Разумеется, на политические процессы в исламском мире пытаются влиять и страны Запада. Не зря ведь после терактов 11 сентября 2001 года Госдепартамент США нанял 500 новых арабистов, удвоив таким образом число специалистов по региону. А американское разведывательное сообщество даже утроило число знатоков арабского в своих штатах.
Ныне, как сообщают из Вашингтона, Госдепартамент США дал указание своим дипломатам поддерживать контакты с «Братьями-мусульманами». А ведь, как известно, именно представители этого движения в рядах офицеров египетского спецназа расстреляли из автоматов подписавшего Кэмп-Дэвидские соглашения президента Египта Анвара Садата, когда он наблюдал за парадом войск во время национального праздника.
И все же вектор действия всех этих сил пока окончательно не определился, пока неясно, какие плоды арабской весны созреют по осени. Не случайно так нервно реагируют в Израиле на все, что происходит в наши дни в арабском мире.
Надо отметить, что в последние недели резко осложнились отношения между Израилем и другой влиятельной страной региона – Турцией. Дело дошло до отзыва послов, разрыва связей в военной сфере. Анкара даже намеревается направлять свои военные корабли для сопровождения пацифистских морских караванов в сектор Газа.
С учетом этого двойного внешнеполитического кризиса и растущей изоляции Израиля следует опасаться взрывного развития событий на Ближнем Востоке. Ведь не зря же в последние десятилетия этот регион, как раньше Балканы, называют пороховой бочкой.