Стало ясно, что очередная ФЦП – «Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы)» – не будет выполнена. Государственным заказчиком-координатором этого проекта до сентября 2008-го была ФСБ России. Затем эту функцию приняло на себя едва сформированное Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ – Росграница. Вот оно-то теперь и подытоживает все промахи, просчеты и┘ перерасчеты, допущенные при реализации ФЦП.
На недавнем заседании коллегии Росграницы заявлялось, что первоначально объем ресурсного обеспечения программы составлял 54 млрд. руб. Ввести в строй планировалось 1965 объектов, которые должны были превратить значительную часть российских рубежей в нормальную границу цивилизованного государства. Но глава ведомства Дмитрий Безделов признал: «При формировании программы отсутствовали разработанные проекты по объектам, что не позволило оценить реальную стоимость строительства». А затраты на возведение, скажем, железнодорожных пунктов пропуска превысили смету в 6–8 раз, в некоторых случаях – в 15 раз. К тому же некоторые госзаказчики за бюджетные деньги строили ремдепо, жилье и служебные помещения, не связанные с обустройством границы. Сногсшибательный перерасход заставил сократить перечень возводимых объектов до 606. При увеличении почти до 105 млрд. руб. стоимости проекта.
Безделов посетовал также, что строительство ведется по проектной документации, разработанной другими госзаказчиками без учета типовых требований контрольных органов обустройства пунктов пропуска, которые вступили в силу в 2008 году. Это ведет к их пересогласованию. Стало быть, помимо неизбежных бюрократических проволочек придется что-то еще и перестраивать.
А тут еще плохое состояние подъездных дорог к действующим пропускным пунктам на российской границе. По утверждению заместителя руководителя Росграницы Бориса Хайтовича, менее 15% этих путей поддерживаются в хорошем состоянии. «Значительная часть участков автодорог регионального значения на подъездах к пунктам пропуска нуждается в полном или фрагментарном ремонте», – констатировал Хайтович. В наибольшей степени это относится к границам с Украиной, Азербайджаном и Монголией. Прямым следствием запущенности приграничных автодорог становятся огромные пробки перед пунктами пропуска. Однако ФЦП предусматривает реконструкцию только трех участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения на подъездах к двум уже реконструированным пунктам пропуска.
Замглавы агентства рассказал о мосте, расположенном неподалеку от автомобильного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» в Дагестане на границе России и Азербайджана. «Мост через реку Самур находится в аварийном состоянии, и если кто его не видел, то лучше даже не смотреть. Между тем когда мы стали выяснять, то выяснилось, что он ни у нас, ни у Азербайджана не числится», – заявил Борис Хайтович. То есть, кому приводить переправу в порядок, неясно. Как и в случае с также нигде не зарегистрированным пятикилометровым участком побитой дороги возле одного из пунктов пропуска в Азербайджан. Большая ее часть лежит уже за пределами российской территории. И подобные ситуации сложились сегодня во многих местах на границах России с нашими соседями по СНГ. Мы пытаемся по-современному обустроить пункты пропуска на своей стороне, а с другой стороны – никакого шевеления. Поэтому не факт, что с обустройством границ по самым высоким стандартам транспортные потоки перестанут втискиваться в «бутылочные горлышки» узких и разбитых дорог у соседей.
Пойдут ли тогда впрок и 134 млрд. руб., которые правительство РФ уже выделило под новую ФЦП на 2012–2020 годы? Не исключено, что через девять лет мы опять услышим: объемы финансирования нужно увеличить вдвое, количество объектов уменьшить втрое, а ситуация на границе все не улучшается.