В Череповце, в рамках межрегиональной конференции «Единой России», премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что до 2020 года на переоснащение Военно-морского флота страны будет направлено 4,7 трлн. рублей. «По сути, после многолетнего перерыва мы начинаем большую судостроительную программу, – подчеркнул Путин. – Цель понятна – это создание современного флота, способного решать все задачи – от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане, до охраны наших экономических интересов и биоресурсов России».
Если речь не просто о предвыборном заявлении (среди избирателей людей в погонах, как известно, значительное количество), то можно только порадоваться за отечественный военный флот. Другое дело, что хотелось бы знать: о какой судостроительной программе идет речь. И, кстати, входят ли в упомянутую сумму 1,2 млрд. евро, которые получит Франция за поставку России двух вертолетоносцев «Мистраль», необходимость которых для отечественного флота военным экспертам кажется как минимум спорной.
Программы и стратегии у нас любят. Беда, что их много, а реализуются единицы. Что на гражданке, что на флоте.
Посему главные вопросы: чем и как будут оснащать ВМФ? Сначала адмиралы утверждали, что стране нужны авианосцы. В июне 2009 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий объявил, что флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя «космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях». Звучит красиво, но что это такое – никто не понял. А вскоре выяснилось (со слов министра обороны Анатолия Сердюкова и вице-премьера Сергея Иванова), что никаких авианосцев в ближайшее время не будет – финансирование их строительства не заложено в госпрограмму вооружений.
Современные корабли, в том числе и солидного водоизмещения, в России, конечно же, строят. Но, как правило, на продажу – в Индию, Китай. Свой флот пополняется штучным товаром. И, как правило, речь идет о москитном флоте. Который задачи «от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане», конечно же, решать не способен.
До 2020 года много воды утечет. Или «притечет» через сгнившие корпуса устаревших кораблей. В понедельник, к примеру, с резким заявлением выступил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. На флоте, которым он когда-то командовал, списали «на иголки» большой противолодочный корабль «Очаков». Причем, как подчеркивает адмирал, после ремонта. А ведь могли просто модернизировать корабль, и служил бы он еще годы и годы. По крайней мере до тех пор, пока новая программа судостроения, анонсированная в Череповце премьером, не заработает. «Пофигизм, – заявил в связи с этим Комоедов. – Ничего нового не создаем. Сгнием так и утонем».
Как сообщил на своем персональном сайте известный писатель-маринист Александр Покровский, «краса и гордость современного ВМФ, корветы «Стерегущий» и «Сообразительный», прибывшие на учения на Балтийскую военно-морскую базу, судя по всему, в них участвовать не будут.
Причина? Она проста, как бревно. Корветы на 50% не боеготовы, и сегодня это обсуждали на совещании в штабе БФ, ну или в штабе того, что от него осталось». Если это так, о каком современном флоте мы говорим?
После цусимской трагедии в России была принята программа возрождения флота. Аналогичные программы были приняты в 30-е годы и после Великой Отечественной войны. Они были конкретными и понятными – сколько и какие типы кораблей должны быть построены. Сегодня же политики предпочитают говорить не об этом, а о масштабных финансовых вложениях в будущий флот. Причем в весьма отдаленном времени. С точки зрения избирательных кампаний 2011 и 2012 годов, может быть, это и правильно. Но с точки зрения безопасности страны – вряд ли. Избирательным бюллетенем от противника не защитишься. Да и фейерверки на крейсере «Кутузов» – это вам не «Томагавки».