В конце августа – начале сентября традиционно для России сошлись в точку две темы – начало нового учебного года и аварии сложных технических систем.
«В этом году мы столкнулись с еще одним набором неприятных фактов, и всем о них хорошо известно: задания <ЕГЭ> были размещены в социальных сетях в Интернете, и вместо целого ряда выпускников их тесты заполняли студенты. Но скажу вам прямо: я не считаю, что это порождение ЕГЭ», – заявил президент Дмитрий Медведев, выступая на педагогическом совещании в Майкопе 18 августа. То есть президент не видит системы в случившихся в этом году скандалах при сдаче ЕГЭ.
«Для того чтобы заблокировать подобную возможность, я требую от министерства <образования и науки>, от правительства в целом подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать таким нарушениям», – подчеркнул Медведев.
По стечению обстоятельств именно в этот день, 18 августа, в результате аварийного запуска был потерян при выводе на орбиту крупнейший российский спутник связи «Экспресс-АМ4».
Через неделю, 24 августа, при старте потерпела крушение ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» с грузами для Международной космической станции. И опять: «Роскосмос не считает, что последние аварии с ракетно-космической техникой являются признаком системного кризиса, причины их носят в основном организационный характер», – приводит Интерфакс мнение замглавы Роскосмоса Виталия Давыдова.
Вот и спикер Госдумы РФ Борис Грызлов после катастрофы «Прогресса» вопрошает: «┘Сегодня есть закономерный вопрос: последние неудачные запуски – это показатель системных проблем или роковое стечение обстоятельств?»
Очевидно, что вольно или невольно «системность» помещается в головах наших руководителей в один синонимический ряд с понятиями «сложность», «опасность» и чуть ли не «преднамеренное вредительство». Тут уж начинает работать сама логика русского языка. А в русском языке, уверяют психологи и филологи, понятие безопасности тотально. К ней можно стремиться вечно и бесконечно. Введен даже обязательный школьный предмет – основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Ну не хочет верить президент РФ в системный изъян Единого государственного экзамена. Так и признается: «Я могу сказать по собственному опыту: я пока не слышал ни от одного педагога позиции, что это <ЕГЭ> вредная вещь и что зря это все затеяли».
«Вопрос в том, что нужно усилить контроль за содержанием работ и порядком работ – это, несомненно, необходимо сделать. И соответствующие решения кое-какие уже приняты», – настаивает замглавы Роскосмоса.
Все это – или рецидивы инфантилизма, или отсутствие адекватной информации у руководства страны. И то и другое – печально, если это так.
С одной стороны, слепая вера в возможность, подкрутив какую-нибудь «гайку», заставить исправно крутиться весь механизм («подготовить юридические и технологические решения»; «усилить контроль за содержанием работ» – что, несомненно, полезно); с другой – абсолютное нежелание принимать во внимание возросшую сложность современного общества. Какая-то детская наивная уверенность в простоте устройства окружающего мира. В том числе – технологических и социальных систем этого мира.
Недавние арабские лидеры тоже в свое время заявляли, что никакой системной оппозиции в их странах нет и быть не может. Ну, в том смысле, что вроде бы абсолютно стабильные и подконтрольные государственные и социальные системы в их странах┘
Отказ от погружения в сложность чреват простыми, легкими для понимания, даже демократическими и┘ абсолютно неработающими решениями.