Гендиректор МАГАТЭ направил членам Совета управляющих агентства доклад, в котором выражается нарастающая тревога по поводу существования в Иране негласной деятельности, в том числе «связанной с разработкой ядерных боезарядов для ракет», сообщает британское агентство ВВС. При этом МАГАТЭ ссылается на полученные разведслужбами ряда стран «всеобъемлющие и заслуживающие доверия» доказательства того, что Тегеран тайно разрабатывает ядерное оружие. В докладе сообщается также, что Иран готовится начать работы по обогащению урана на новой площадке – в подземном бункере близ города Кум в 150 километрах от Тегерана.
Чтобы изготовить атомную бомбу, необходим радиоактивный изотоп урана-235 с обогащением 90%. Считается, что пока Иран не располагает необходимыми для этого технологиями. На сегодня у Ирана, по данным МАГАТЭ, имеется 4,5 тонны урана, обогащенного до 5%. Помимо этого на экспериментальной установке проводились работы по обогащению урана до 20%, общий объем которого достиг к концу августа 320,5 килограмма.
Как известно, Совет Безопасности ООН требует от Ирана прекратить процесс обогащения урана и разработки в ядерной сфере до той поры, пока не будет доподлинно установлен мирный характер этой деятельности. ООН четырежды вводила санкции против Тегерана, однако они не затрагивали торговлю нефтью и газом – основные источники доходов Ирана. Помимо Организации Объединенных Наций санкции против Ирана ввели Европа и США.
Вряд ли стоит считать случайным, что за несколько дней до публикации данного доклада, 31 августа, как сообщает французская газета Le Monde, французский президент Николя Саркози предупредил Иран относительно угроз, которые таят амбиции Ирана в военно-ядерной области. «Это может привести к превентивному удару по иранским объектам, что спровоцирует серьезный кризис, которого Франция хотела бы избежать», – заявил Саркози, не уточняя, впрочем, какие страны могли бы нанести эти удары. Французский лидер при этом призвал международное сообщество выработать новые, более суровые меры в отношении иранского руководства.
Весь вопрос в том, остановится ли Запад на выработке новых санкций или прибегнет к уже опробованной в арабских странах «политике канонерок», будь-то с санкции ООН или без таковой. Определенные основания для принятия экстренных мер у Запада есть, ведь в свое время МАГАТЭ, Франция, США и Россия выступили с предложением обогащать иранский уран до 20% на своих территориях для исследовательского реактора, который производит изотопы для медицинских нужд. Иран ответил на это предложение отказом. В складывающихся условиях российская позиция может сыграть ключевую роль, поскольку Иран является партнером России во многих международных проектах, в том числе по Каспию. Не так давно российский министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что Москва и Тегеран договорились о возобновлении в ближайшее время шестисторонних переговоров по иранской ядерной программе. Переговоры по ядерной проблеме между «шестеркой» – США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией – и Ираном ведутся, как известно, давно. Но в данном случае, указывает ВВС, Россия предложила «пошаговый подход» к иранской ядерной проблеме, согласно которому Иран прояснит все имеющиеся у международного сообщества вопросы о своей ядерной программе в обмен на постепенное ослабление санкций. Однако сроки начала переговоров пока неясны и, по словам Сергея Лаврова, зависят от Ирана. А временной фактор, видимо, становится решающим моментом, который определит будущие шаги Запада. Недавнее заявление Саркози может свидетельствовать о том, что отсчет времени уже пошел.