Потерянный на прошлой неделе космический аппарат «Экспресс-АМ4» имел в первую очередь гражданское назначение. Хотя нетрудно предположить, что, подобно любому другому спутнику связи, он имел и круг задач, направленных на обеспечение обороны страны.
В СМИ активно обсуждается тот ущерб, что повлекла фактическая утрата новейшего КА, который должен был предоставить пакет мультисервисных услуг: цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет. Зона устойчивого покрытия – почти вся территория России, а также страны СНГ и Центральной Европы. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, присутствовавший на запуске ракеты с этим аппаратом, назвал его «выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира». Да вот случилась неудача┘ И теперь специалисты пытаются оценить убытки. Не столько, правда, от потери самого аппарата, застрахованного в Ингосстрахе на 7 млрд. руб., сколько от сорванных планов, нереализованных возможностей и упущенной выгоды. Ведь перевод отечественного телевидения на вещание в цифровом формате придется отложить минимум на два года, которые потребуются для изготовления другого тяжелого спутника взамен потерянного аппарата.
И все же эксперты «НВО» обращают внимание на тот факт, что неудачный запуск спутника «Экспресс-АМ4» вызвал задержки в выполнении других космических программ. В том числе и военных, составляющих большую часть в задачах и работе российской орбитальной группировки.
В минувший вторник пресс-служба Роскосмоса распространила сообщение: «Старт и полет ракеты-носителя «Протон-М» прошли штатно, в соответствии с запланированной программой. В ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего космический аппарат «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту».
Недоразумения с разгонным блоком случаются, увы, не в первый раз. Нынешняя ситуация почти один в один повторила неудачу с запуском 1 февраля 2011 года геодезического спутника военного назначения «Гео-ИК-2». Тогда тоже на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» произошла нештатная ситуация, в результате которой космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту – эллиптическую вместо плановой круговой. Спустя сутки со спутником удалось установить связь. По телеметрии была получена информация о полной работоспособности всех его систем. Однако в конце февраля аппарат «Гео-ИК-2» вышел из строя. В апреле связь со спутником была снова восстановлена. В июне аппарат был потерян окончательно. На днях генконструктор и гендиректор предприятия «Информационные спутниковые системы» Николай Тестоедов объявил, что запустить второй спутник «Гео-ИК-2» намечают во втором полугодии 2012-го. То есть отсрочка планов произошла примерно такая же, как и сейчас с аппаратом «Экспресс-АМ4». И опять специалисты Роскосмоса, Минкомсвязи и европейской компании EADS-Astrium предприняли совместные попытки установить связь с космическим аппаратом, чтобы включить его бортовые системы. Сформирована совместная рабочая группа, которая ищет возможности для перевода КА на расчетную орбиту и его использования.
Но, пожалуй, самую серьезную проблему создало очередное решение Роскосмоса приостановить на неопределенный срок пуски ракет-носителей «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М». И сразу же последовали отмены запусков КА, которые должна была выводить на орбиты эта сбоящая транспортная связка. В первую очередь отложили на более поздний срок запланированный на 31 августа запуск военного спутника серии «Космос», сообщил в понедельник официальный представитель Минобороны РФ по Космическим войскам подполковник Виталий Вяткин. Скорее всего перенесут и запуск трех навигационных космических аппаратов «Глонасс-М».
Вообще, отмена трех ближайших стартов ракет-носителей «Протон» – уже просто данность. А поскольку график их пусков уплотнить невозможно по причине определенной пропускной способности космодрома, то серьезные подвижки произойдут во многих космических программах. Уж точно не попадут на орбиту в запланированные сроки – 14 и 30 сентября – коммерческие спутники QuetzSat-1 и ViaSat-1. Следует ожидать переноса запусков с Байконура намеченных на октябрь, ноябрь и декабрь аппаратов SES-4, «Луч-5А» и Amos-5, Telkom-3 и «Экспресс-МД2». По прогнозу экспертов, ряд пусков ракеты «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» может быть вообще перенесен на следующий год.
Тревожит еще один момент в истории с попаданием на нерасчетную орбиту тяжелого спутника «Экспресс-АМ4», как, впрочем, и прошлая аварийная ситуация с аппаратом «Гео-ИК-2». И в том и в другом случае потерявшиеся в околоземном пространстве КА не смогла самостоятельно обнаружить система контроля космического пространства Космических войск РФ. И в том и в другом случае спутники были найдены на нерасчетных орбитах средствами слежения командования Воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Американцы зарегистрировали «Экспресс-АМ4» в своем каталоге искусственных космических объектов, присвоив ему обозначение 2011-045A. Лишь затем сообщили россиянам параметры: аппарат находится на орбите с наклонением 51,23 градуса, с апогеем 20 294 км, перигеем 995 км и периодом обращения 398,39 минуты. Только по указке из-за океана его смогли наконец отыскать в небе и российские средства слежения. Все это говорит лишь об одном: система контроля космического пространства Космических войск РФ имеет ограниченные возможности. По крайне мере в сравнении с системой США. И для расширения таких возможностей у нас в стране предпринимаются явно недостаточные усилия.