Дни Успенского поста совпали с постными временами для мировой экономики. Христианские лидеры обратились к теме социальной ответственности и раскритиковали свои общества за вульгарный культ материального благополучия.
Московский Патриарх заявил, что россияне одержимы «диаволом наживы», миллионы охвачены «массовым беснованием». Особенно досталось богатым и преуспевающим. «Этим людям кажется, что они герои, что они сильные, – ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола», – сказал глава РПЦ. Своеобразной преамбулой к этому высказыванию можно считать недавнее выступление протоиерея Всеволода Чаплина в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения в России.
В эти же дни Папа Римский, будучи в Испании, осудил принцип «выгода любой ценой», ставший причиной экономического кризиса в Европе, и заявил, что мораль и этика должны играть большую роль в формировании экономической политики в будущем. Сказано это было после того, как в Испании прошли массовые акции протеста против визита Бенедикта XVI. Дескать, для страны, находящейся на грани дефолта, неприемлемо тратить огромные деньги на вояж Понтифика. А когда Папа Ратцингер вернулся в Ватикан, уже в Италии разгорелась кампания за лишение Святого Престола финансовых привилегий.
В свою очередь, Патриарх Кирилл признал, что РПЦ критикуют за сребролюбие. Предстоятель Церкви связал это с проектом строительства 200 храмов в Москве. «Некоторые критики считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация создает просто еще большее количество точек, где зарабатываются деньги», – сказал Патриарх на заседании Высшего церковного совета 23 августа.
Все-таки рискнем предположить, что критика Церкви имеет причиной не только частный проект возведения сотен храмов в столице. Епископов и священнослужителей РПЦ часто видят в окружении банкиров и мильтимиллионеров, Церковь готовится получить в свое распоряжение солидную собственность и субсидии на ее содержание, широко известны тарифы на «духовные услуги» приходских батюшек. Не так давно Патриарх Кирилл заявлял, что нет лучше и надежнее социального института, чем РПЦ, чтобы распределять материальную помощь бедным.
Может быть, пресловутых критиков – как в России, так и в Европе – не устраивает такая система перераспределения материальных благ, когда Церкви получают щедрые дары от богатеев и льготы и субсидии от государств, а потом уже эти средства отчисляют на социальное служение. Может быть, критикам хотелось бы, чтобы Церкви воспитывали свою паству в таком духе, когда сострадание к бедным становится потребностью души каждого верующего.
Но для таких революционных преобразований духа нужны не менее революционные преобразования в Церкви. Существование религиозных общин необходимо поставить в зависимость от взносов финансово состоятельных прихожан, а не от милостей сильных мира сего. Речь идет о ежемесячном платеже, который отображается в бухгалтерской отчетности, фиксируется при помощи кассового аппарата. Вот это была бы настоящая ответственность верующих людей, о которой в эти дни говорил Патриарх. Плательщики таких взносов могли бы в лицо знать тех, кому помогает приход, и контролировать целесообразность своих платежей. С другой стороны, мы узнали бы истинное отношение россиян к своей Церкви, доверие к ней как к социальному институту.
Пока этого не будет, можно сколь угодно разглядывать в зеркале критики многочисленных бесов, а также создавать общий фронт православных и католиков против «обезбоженного» и поэтому недоверчивого общества.