До президентских выборов в США осталось всего 15 месяцев. До президентских выборов в России – круглым счетом – целых полгода. Наверное, поэтому уже несколько американских политиков официально объявили о намерении баллотироваться на пост президента, включая действующих президента страны Барака Обаму и губернатора штата Техас Рика Перри. Наверное, поэтому до сих пор ни один серьезный политик в России, включая действующего президента страны Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина, официально не объявили о своем намерении бороться за пост гаранта Конституции в РФ.
Социально-экономические и политические риски все растут, а нас, избирателей, все продолжают поддерживать «в состоянии управляемой эмульсии». И на то, чтобы «защититься от инерции ее неконтролируемой тревожности, тратится огромная энергия»: «От масс постоянно требуют, чтобы они подали свой голос, им навязывают социальность избирательных кампаний, профсоюзных акций, сексуальных отношений, контроля за руководством, празднований, свободного выражения мнений и т.д.». Этот рецепт «выписал» еще в 1968 году французский философ Жан Бодрийяр. Действует до сих пор безотказно.
Нас, избирателей, только и делают что интригуют. «Идет нормальный рабочий процесс, и в ближайшей повестке дня вопрос о предвыборных планах премьера не стоит», – заявил пару недель назад пресс-секретарь председателя правительства. Еще более метафорично несколько ранее, в июне, в интервью газете Financial Times высказался Дмитрий Медведев: «Любой президент обязан хотеть баллотироваться на новый срок».
А между прочим, следующий президентский цикл в России будет совершенно необычным во всех смыслах. Хотя бы потому, что он продлится шесть лет. Но у нас до сих пор нет даже повестки дня предстоящего «длинного» президентства.
Мало того, мы даже не слышим – ни от участников тандема, ни от лиц, ответственных за их интеллектуальное обеспечение, анализа результатов четырехгодичного существования тандема. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, если вспомнить, что и накануне прошлых президентских выборов «интеллектуальное обеспечение» абсолютно игнорировало даже саму тему возможных рисков дуумвирата как формы управления страной.
В том-то и состоит главная политологическая хитрость – вы можете говорить о чем угодно, выступать с самой жесткой критикой тех или иных аспектов политики или конкретных политико-экономических решений и вопросов, но... Но только в рамках заданного и одобренного тематического плана. Например, никак не обсуждаются результаты пришествия «питерских» в верховную власть на всех уровнях и во все ветви этой власти. Такой темы нет. А ведь это – принципиально важная, кадровая проблема.
Вместо этого мы наблюдаем совсем уж эзотерические феномены. Недавно прошедшие в Санкт-Петербурге праймериз ЕР и ОНФ ознаменовались интригующим предложением – создать «Церковь бога единого – Путина».
Мы обсуждаем все что угодно, кроме сущностных проблем будущего президентства. Нас, избирателей, превратили (или по крайней мере пытаются превратить) в большой фан-клуб: ты за кого болеешь?! Давно известно, что люди болеют не за футболистов, а за «майки с эмблемой» того или иного клуба. Трибуны уже готовы, а форму им все никак не покажут.
Мы ждем уже не конкретных программ от главных претендентов, которые можно было бы анализировать, сравнивать и, собственно, выбирать между ними, а хотя бы простого и ясного заявления о намерении (или отказе от такового) баллотироваться на пост президента Российской Федерации. Эмульсию поддерживают на медленном огне, она томно булькает, но никак не может закипеть по-настоящему – нет центров кипения.