Радужные надежды, связанные с отказом Германии от атомной энергетики и возможным увеличением потребления в связи с этим природного газа, могут так и остаться надеждами. Первый тревожный звонок прозвучал, когда федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель во время недавней встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым дала отрицательный ответ на предложение, выдвинутое российской стороной относительно строительства третьей ветки газопровода «Северный поток». Как отмечает Deutsche Welle, в Германии не ожидается значительного увеличения спроса на газ из России, несмотря на отказ от атомной энергетики, – об этом канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила в ходе межгосударственных консультаций в Ганновере 19 июля. Так глава правительства ФРГ отреагировала на предложение российского премьер-министра Владимира Путина о возможной прокладке третьей трубы в рамках магистрали «Северный поток». Германии будет нужно больше газа, но не в масштабе, который потребует «строительство третьей, четвертой или пятой трубы», цитирует высказывание Меркель агентство DAPD.
Понятно, что задержка со строительством «Южного потока», вызванная позицией Турции, пытающейся выторговать более выгодные условия в отношении прокладки газопровода через ее территориальные воды, и наличием альтернативного проекта Nabucco, вызывает озабоченность в Москве. Расширение поставок через Украину с учетом изношенности украинской ГТС и прошлых проблем вряд ли можно считать актуальным. К тому же сейчас появляются новые проекты, которые вообще могут поставить под вопрос как «Южный поток», так и Nabucco.
25 июля Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о строительстве газопровода с конечной целью поставки иранского газа в Европу. Конечно, реализация проекта займет не один год. Однако уже сейчас как Израиль, так и Ливан и даже сектор Газа намерены осваивать месторождения природного газа, найденные у их берегов, с целью удовлетворения не только собственных потребностей, но и поставок его в Европу. Правда, реализация таких проектов может затянуться из-за споров о принадлежности обнаруженных месторождений. Поэтому практическая реализация таких проектов может тоже затянуться. Но под боком польский сланцевый газ. Природное законодательство в Польше не такое жесткое, как в старой Европе, и поляки готовы начать освоение своих месторождений уже в ближайшее время и через несколько лет «завалить» Европу своим сланцевым газом.
Конечно, в «Газпроме» рассматривают все возможные альтернативы. В плане вариантом «Южного потока» может стать не прокладка подводной трубы, а доставка в Южную Европу газовой «сгущенки», что дешевле сжиженного газа.
С другой стороны, «Газпром» пытается привлечь новых партнеров, чтобы с их помощью осваивать европейский рынок и ослабить позиции конкурентов из Nabucco. Ключевым игроком в этом плане является немецкий энергетический концерн RWE. Именно с ним 14 июля был подписан меморандум о стратегическом партнерстве. Для реализации целей, заявленных в этом документе, оба концерна планируют создать совместное предприятие, в состав которого должны войти уже существующие либо новые газовые и угольные электростанции в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса. Но эти планы подвергаются сейчас тщательной проверке со стороны немецкого антимонопольного ведомства, и нельзя исключать их провала. Пока же складывающаяся ситуация негативно влияет на цену газа в Европе, что наносит прямой ущерб «Газпрому». Хотя, по словам главы Российского газового общества Валерия Язева, «справедливая» цена на газ должна быть ближе к 400 долл. за тысячу кубометров, «Газпрому» уже приходится продавать свой газ в Европе дешевле. Об этом свидетельствует успех итальянской компании Edison, которой газовый монополист вынужден был пойти навстречу в вопросе цены на газ.