Европа и весь мир еще не оправились от трагедии, произошедшей немногим более недели назад в Норвегии, – убийства правым экстремистом Андерсом Брейвиком в ходе двойного теракта 77 человек. Это случилось в стране, считающейся по всем показателям благополучной и тихой, и это лишь усиливает всеобщее потрясение.
В действительности Норвегию не миновали негативные явления и тенденции, наблюдающиеся в течение последних лет в большинстве государств континента, прежде всего такие, как распространение национализма, ксенофобии и исламофобии. В значительной мере они связаны с недовольством населения этих стран активным въездом в них иммигрантов из более бедных регионов земного шара, особенно из Азии и Африки. К ним относятся как к конкурентам на рынке труда, а еще больше – соперникам в деле получения социальных услуг и как к людям, чуждым европейским ценностям, культуре и традициям.
Ныне обозреватели отмечают, что в последние десять лет норвежское общество испытало подлинный культурный шок от наплыва иммигрантов. 12% жителей Норвегии ныне являются выходцами из других стран или их детьми. Их ассимиляция проходит трудно, иммигрантов часто воспринимают как чуждых людей. Политическим отражением растущей отчужденности коренного населения от приезжих стал рост популярности националистических партий и группировок. В Норвегии из них наиболее влиятельна Партия прогресса, считающаяся умеренной. Во всей Европе даже ведущие политические партии, ранее не замеченные в национализме, ныне нередко идут на поводу антииммигрантских и исламофобских настроений.
В своей декларации, размещенной во Всемирной сети, Андерс Брейвик представил свою акцию как политический жест, направленный против иммигрантов и «распространения марксизма», последнее, очевидно, подразумевает действующие в Норвегии социальные программы. Его декларация полна исламофобских и националистических лозунгов.
Хотя следствие пока не выявило каких-либо прямых сообщников Брейвика, сам он не считает себя одиночкой. Он, в частности, причисляет к своим единомышленникам членов около 80 группировок в странах Европы и даже прибегает к цитированию политиков, считающихся умеренными.
Ныне во всех странах Европы звучат слова осуждения преступной акции Брейвика. Поспешили отмежеваться от него умеренные националисты, в том числе норвежская Партия прогресса. Французский Национальный фронт даже пошел на то, что исключил из своего избирательного списка политика Жака Кутелия, позитивно оценившего «идеи» норвежского экстремиста.
Но есть и примеры другого рода. Так, депутат Европарламента от Италии Марио Боргезе шокировал всю Европу, назвав правильными высказанные Брейвиком оценки. (Он, правда, при этом осудил совершенный Брейвиком теракт.) Боргезе является представителем влиятельной итальянской партии «Лига Севера», входящей в правящую коалицию.
Между тем от позиции ведущих политических партий европейских стран – в частности, от их способности отказаться от поддержки националистических тенденций – зависит то, как дальше будет складываться общественная атмосфера в странах континента.
Трагедия в Норвегии убедительно показывает всему миру пагубность раздувания и политического использования ксенофобских и исламофобских настроений. Ведь это путь к тому, что покойный американский социолог Сэмюэл Хантингтон назвал столкновением цивилизаций. Если такой конфликт и существует, то его надо гасить всеми доступными средствами. Иначе он перерастет в подлинную войну всех против всех.