Библиотека Шнеерсона вчера опять вышла в новости. Вновь – благодаря судебному решению, вынесенному в США. Там Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приступить к исполнению решения по ее иску к России о возврате приблизительно 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, копии решения уже в России. Напомним, почти год назад, в начале августа, тот же суд постановил, что Россия должна вернуть движению «Хабад Любавич» коллекцию книг любавического раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона. После чего судья разрешил движению искать способ исполнения решения. Любавической общине, правда, хотелось еще и введения санкций в отношении России за неисполнение решения американского суда, однако это требование удовлетворено не было.
МИД России счел решение вашингтонского суда неправовым, заявив тогда же, что Россия ничего возвращать не будет, но одновременно стало ясно, что проблемы могут возникнуть, например, у российских музеев, чьи выставки будут проходить в США. Люди, которые входят, а главное, те, которые готовы защищать интересы любавических хасидов, известны своей активной жизненной позицией, можно было предположить, что они захотят, например, арестовать картины или иные музейные экспонаты из Музейного фонда – лишь бы обеспечить исполнение решения вашингтонского суда по Библиотеке Шнеерсона.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж по рекомендации Минкульта отказались участвовать в уже запланированных выставках. Иконы из Музея древнерусского искусства имени Рублева, вывезенные для участия в выставке «Сокровища России» в одном из Массачусетских музеев, пришлось досрочно возвращать в Москву. Первоначально она должна была закрыться только сейчас, в июле. Движение «Хабад Любавич» в мае уведомило судью, что не намерено добиваться ареста российских предметов искусства, вывезенных на ту или иную выставку в Америку, но, кто, как говорится, знает.
Вроде бы совсем другая история, а сразу же хочется сравнить эти претензии с постоянными напоминаниями о том, что Россия должна вернуть Японии четыре острова из так называемой северной гряды, в том числе Кунашир и Шикотан. Когда недостает других аргументов, японские энтузиасты начинают прибегать к последнему: мол, Россия не спешит осваивать острова. Вот и возвращайте. Книги из так называемой Библиотеки Шнеерсона, выделенные в отдельный фонд в Центре изучения восточной литературы Российской государственной библиотеки, тоже, конечно, не спрашивают по нескольку раз на день. Но все они – в каталоге, любой читатель вправе заказать любую из них, несколько раз в год российская хасидская община приходит, и специально для них проводится показ коллекции, в том числе и самых ценных ее экземпляров.
Тогда о чем речь? О том, чтобы, как когда-то сформулировал эту проблему Эрих Фромм, иметь или быть?
Когда-то советское общество обвиняли в избыточной закрытости – в противовес открытому западному. Всё. Это – в прошлом. Хотите посмотреть – пожалуйста, почитать, помолиться, если угодно. Но собрание, получившее название Библиотеки Шнеерсона, никогда не принадлежало американской любавической организации и никогда не покидало территорию России. В итоге – как мирный договор, вернее его отсутствие, по-прежнему мешает нормальным отношениям Японии с Россией, так и претензии небольшой или, если угодно, отдельно взятой религиозной общины ныне угрожает культурному обмену между Россией и Америкой.
Какая-то несоразмерность в этом есть.