Принципы формирования цен, которыми так гордился российский газовый монополист и на которых неплохо зарабатывал, сегодня трещат по швам. О том, что нынешняя формула привязки газовых цен к мировым ценам на нефть перестает устраивать потребителей, было известно и раньше. «Газпром» где-то шел навстречу партнерам, где-то проявлял жесткость, но основные принципы отстаивал.
Как заявил глава концерна Алексей Миллер 30 июня на годовом собрании акционеров, «мы проявили твердость на переговорах по ценам с нашими клиентами, и в результате в 2010 году наша выручка с европейского рынка увеличилась с 42,5 миллиарда до 43,9 миллиарда долларов». При этом «Газпром» сохранил систему долгосрочных контрактов с условием «бери или плати» и систему ценообразования, привязанную к нефтепродуктовой корзине. И никаких радикальных изменений в контрактной системе, по словам Миллера, не ожидается и не планируется. «Сама структура европейского рынка с опорой на потоки газа объективно сложилась таким образом, что спотовый рынок выполняет в ней дополнительную, балансирующую функцию, тогда как контракты с нефтяной привязкой – естественная защита коммерческих интересов и покупателя, и продавца», – пояснил он.
Ситуация изменилась на днях – итальянская компания Edison прорвала оборону и вынудила «Газпром» сдаться. Стоит отметить, что тяжба велась еще с 2008 года, однако все попытки Edison терпели фиаско. В прошлом году она подала иск в Стокгольмский арбитражный суд, заявив, что несет убытки при закупке российского газа по договорным ценам, которые намного выше рыночных. Сначала руководство российской компании отреагировало встречным иском, однако вскоре «Газпром» передумал и пошел Edison навстречу. Это первый случай в европейской практике, когда европейская газовая компания подала в суд на «Газпром» и добилась от российской монополии уступок.
По информации самой Edison, цена вопроса для нее – около 200 млн. евро. Закупки небольшие – около 2 млрд. кубометров российского газа в год. Для «Газпрома» – сущая ерунда, но тревожит сама тенденция, которая говорит о том, что концерн уже не может настаивать на жестких условиях работы со своими европейскими потребителями.
Так, компания уже сообщала об уступках в контрактах с итальянским Eni, ERG и Sinergie Italiane, немецкими Wingas и E.On Ruhrgas, французской GDF Suez, австрийскими GWH Gashandel и EconGas, включив спотовую составляющую.
Сейчас «Газпром» находится в стадии переговоров с другими крупнейшими потребителями в Европе, которые получили наглядный пример, как нужно вести с ним переговоры. Плюс к этому отдельные страны и вовсе намерены сократить закупки российского газа. Недавно Болгария заявила, что рассчитывает резко сократить покупку – с нынешних 2 млрд. до 500 тыс. кубометров, Литва надеется вынудить «Газпром» снизить цену на газ на 30%, построив собственный терминал по приему сжиженного газа, а Хорватия и вовсе перестала закупать российское топливо с 2011 года, перейдя на итальянский газ.
Разумеется, объем поставок в отдельные страны Европы невелик – например, поставки в Болгарию занимают чуть более 1% от объема экспортируемого газа в дальнее зарубежье, менее 1% – в Хорватию. Но в то же время «Газпром» намерен увеличить свою рыночную долю в Европе с 21–23 до 30%, что будет сделать почти невозможно, учитывая наметившуюся тенденцию.
Судя по всему, наступает момент истины, когда концерну придется решать – либо продолжать давить на потребителей, либо применять рыночные механизмы. Во второе верится с трудом, но кто знает – дело Edison пока что побеждает┘