В последние годы перед очередными выборами мы каждый раз наблюдаем одну и ту же картину. Партийные лидеры либо повторяют собственную пропаганду в духе конца прошлого века, либо объявляют о присоединении к своим политструктурам все новых соотечественников с громкими именами. Словно точно знают, что народ – глуп и ленив, что гражданам нужен только «ящик», где обязательно должна пройти новость об очередном союзнике с раскрученной биографией. Чье лицо запомнилось зрителям по фильмам, по судебным скандалам, по высокой должности.
Если и идет охота, то именно за ними, так называемыми ЛОМами – лидерами общественного мнения, и партии соревнуются между собой в этой сфере. Партбоссы говорят с людьми на языке телешоу. При этом иногда упускаются важные содержательные моменты, и дело доходит до абсурда. Зачем, к примеру, «Единой России» понадобилось принимать в Народный фронт первого вице-премьера Игоря Шувалова? При весьма критическом, мягко говоря, отношении россиян к правительству? И много ли очков принесла партии власти растиражированная информация о вступлении в ОНФ так называемого банкира Александра Лебедева, который писал обиженные письма премьеру – жалуясь на то, что «фронтовики» медлят с ответом на его заявление?
Партийные лидеры даже критикуют своих оппонентов с осторожностью. История лидера «Справедливой России» Сергея Миронова помимо прочего научила остальных оппозиционеров держать язык на привязи. Партии, словно корпорации, делят места в будущей Думе, действуя по принципу: не тронь меня, и я тебя не трону.
Люди справедливо чувствуют себя брошенными. Кропотливая партийная работа, основанная на постоянном общении с населением и жесткой конкурентной борьбе с политическими оппонентами, заменена попытками встроиться в макушку вертикали власти.
Происходит вертикализация сознания людей. Партиям кажется, что их сила – не в поддержке общества, а в кулуарных договоренностях с «начальниками» разного уровня. А люди уверены, что от них ничего не зависит, и к партиям не относятся всерьез. Каждый приспосабливается к трудностям бытия как может.
Нормальное развитие политической системы – когда здоровье всего организма обеспечивается горизонтальным взаимодействием его частей. От вертикализации всего и вся в «кровеносной системе» государства усиливается застой, возникают тромбы. Здоровые органы не получают достаточно кислорода и деградируют, больные вовремя не удаляются.
Целый ряд российских политиков выброшены на обочину, не имеют выхода на телеэкраны со своими программами. Они, как москиты, жалят власть по ночам, в темноте, в информационном вакууме. Забаненность заставила их сосредоточиться на разоблачениях и обвинениях. Ответные действия власти отличаются фундаментальным непониманием значения нормального кроветока: любая критика объявляется ею «ударом по неокрепшей российской демократии».
Такая система – естественный результат развития старой патерналистской модели. При которой царит коллективная безответственность, а настоящая политическая активность становится уделом маргиналов.
Эта модель политического устройства все больше не отвечает потребности общества к переменам. Без движения вперед наступает «венозный застой», который ведет к высокому «артериальному давлению». Стране срочно требуется политическое переливание крови. В интересах жизни. И будущего.