В эти дни Московский Патриархат торжественно отмечает 65-летие своего Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). «Церковный МИД» был образован решением Священного Синода РПЦ весной 1946 года, когда возникла необходимость участия религиозных организаций СССР в инициированной советским руководством «борьбе за мир» в условиях холодной войны с Западом.
Времена изменились, политика ОВЦС в гораздо большей степени обслуживает интересы самой Церкви, чем государства, где расположен ее административный центр. Кстати, юрисдикция Московского Патриархата распространяется на территории республик, которые 20 лет назад стали самостоятельными государствами, и это обстоятельство также дает возможность Церкви объявлять свою дипломатию надгосударственной. Поэтому внешние связи РПЦ подчас имеют более тонкий характер, чем политика МИДов постсоветских стран.
Например, братские отношения с Грузинской православной церковью не позволяют разрешить абхазскую и югоосетинскую проблему с такой же прямолинейностью, как это сделал Кремль, признав независимость двух кавказских республик. На днях председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) встречался с Румынским Патриархом Даниилом (Чоботя). Патриарх и митрополит обсуждали тему подчиненной Румынской церкви Бессарабской митрополии, конкурирующей с Кишиневской митрополией РПЦ. Претензии претензиями, но оба религиозных лидера подчеркнули, что Церкви будут сотрудничать как ни в чем не бывало в менее конфликтных сферах.
Используют церковные дипломаты и опыт прошлых лет. В последние годы ОВЦС пытается возродить линию на главенство Московского Патриархата в православном мире, начатую еще в сталинские времена и прерванную в хрущевские. Более того, ОВЦС в последнее время позиционирует себя как наиболее представительную организацию, защищающую интересы христиан – и не только православных – во всем мире. Особенно в условиях хаоса на Ближнем Востоке после серии революций и государственных переворотов. С этой целью митрополит Иларион посетил послереволюционный Каир и исламский университет «Аль-Азхар».
Если восточная политика РПЦ в целом эксплуатирует советскую традицию дружбы с арабскими странами, то западное направление ее дипломатии во многом приобрело невиданный ранее характер. Широко известны контакты ОВЦС и Ватикана, когда ситуация такова, что кажется: вот-вот Папа посетит Третий Рим или Патриарх Московский, наоборот, отправится в Вечный город. РПЦ вместе с католиками объявила о создании общего фронта против секуляризации Старого и Нового Света. Более того, Московский Патриархат берет в этом деле в союзники даже консервативных протестантов США. Митрополит Иларион ездил в Техас на ранчо Джорджа Буша-младшего, и там тоже говорили о христианских ценностях.
Теперь РПЦ ощущает себя единственным носителем идеологии, с которой можно ассоциировать Россию и – шире – христианскую цивилизацию. Русская церковь готова экспортировать свои консервативные ценности на Запад, и Европа, похоже, не против. Так, Церквами Запада была признана важная роль в «деле Лаутси», когда в Италии шли судебные разбирательства по поводу удаления распятий из государственных школ.
Другое дело, что многие серьезные конфликтные узлы, прежде всего на Кавказе и в Украине, так и не распутаны за два десятилетия независимой дипломатии Московского Патриархата. Не решена проблема со статусом русского православия в Китае, хотя Церковь и КНР неоднократно обменивались представительными делегациями. Наконец, не определена точная дата созыва Вселенского Собора Православных церквей, хотя не первый год проходят многочисленные совещания и консультации.
Однако не будем спешить с оценками церковной дипломатии, ведь ею накоплен огромный опыт, который не исчерпывается 65 годами истории конкретного отдела.