Суета вокруг темы о том, каков будет состав новой Государственной Думы и тем более – кто станет будущим президентом, служит дымовой завесой не только для дискуссий политиков. Официальные экономисты и чиновники экономического блока правительства к этой теме подключаются не менее активно, предупреждая общественность о том, что тяжелые времена возможны, но власть просто вывернет из себя все возможные силы, чтобы эти самые «тяжелые времена» не наступили.
«Предвыборная кампания всегда влияет на бюджетное устройство, формирование обязательств социальных, инвестиционных, на бюджетный дефицит, – отметил в недавнем интервью первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев, отвечая на вопрос о том, влияют ли предвыборные кампании 2011–2012 годов на финансовые потоки и на экономическую ситуацию в стране. – Это испытание для устойчивости бюджетной системы». При этом стремительный отток капитала из России, по его словам, невозможен, а большинство политических рисков уже учтено держателями активов, и никакого неожиданного развития ждать не стоит. В итоге Улюкаев выразил уверенность в том, что «наша бюджетная система обладает устойчивостью».
Вопрос: зачем тогда пугать общественность возможными проблемами?
В запугивании нашим властям помогают западные коллеги. В частности, в июньском докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России говорится, что риски роста инфляции сохраняются. Причем, по мнению составителей доклада, – из-за возможных непредвиденных дополнительных расходов бюджета в предвыборный период. Однако что это за «непредвиденные расходы», пока никто не говорит напрямую, но все заранее боятся. В том числе и представители западного бизнеса, которые опасаются «проблемы-2012». Но это другая история – иностранцы не знают, на кого делать ставку, а потому опасаются инвестировать в российскую экономику.
Между тем об огромных тратах в предвыборный период речь пока не идет. Да, в 2012 году будет повышен средний размер пенсий – на 11%, на два года будут растянуты траты – 100 млрд. руб. – по реализации обновления российской школы. Агропром получит в будущем году примерно 130 млрд. руб., а на стимулирование гражданской науки и промышленности будет направлено еще 400 млрд. Между тем назвать это сверхрасходами, которых так опасаются западные эксперты и отечественные чиновники, вряд ли получится.
Остается статья «Непредвиденные расходы», однако что это за расходы, тоже непонятно. Складывается впечатление, что власти заранее пытаются застращать общественность. Дескать, ситуация пока нормальная, но в любой момент можно ждать обострения. Учитывая отечественную специфику, в это утверждение можно поверить, однако все социальные обязательства, например, перед пенсионерами уже взяты и заложены в трехлетний бюджет, а новых он не потянет. Если будут какие-то предвыборные новации, то с этим тоже могут быть проблемы, памятуя и без того дефицитный бюджет, перед которым поставлена задача снизиться к 2015 году до ноля.
Вывод один – чиновники пытаются заранее объяснить собственные промахи. А выборы – они все спишут, как война┘