0
1301
Газета От редакции Интернет-версия

13.07.2011 00:00:00

Авторское право против Юрия Любимова

Тэги: театр, авторское право, юрий любимов


В начале недели театральная общественность снова была взнервлена новостями с Таганки: Юрий Любимов возвращается. В географическом смысле – прилетает из Венгрии или Италии, где проводит отпуск, но главное – якобы он готов отозвать свое заявление об уходе, подписанное в департаменте культуры. В департаменте тоже измотаны этой историей – с первого заявления Любимова прошел год, даже больше. На Таганке говорят: до 15 июля Юрий Петрович в отпуске, его обязанности исполняет им же и назначенный замдиректора театра. Во вторник в департаменте был Валерий Золотухин, которого часть труппы хотела бы видеть худруком.

Актер, пусть даже самый замечательный, – во главе театра? Нормальное, в общем, дело: в Москве свой театр есть у Джигарханяна, свой – у Александра Калягина, свой – у Вячеслава Шалевича, у Елены Камбуровой... И это все – гостеатры, которые финансируются из столичного бюджета, то есть не частные. Николай Губенко какое-то время руководил Таганкой, пока не вернулся Любимов, хотя это руководство декларировалось как временное, вызванное вынужденной эмиграцией худрука.

О нынешнем конфликте написано много, усталость обеих сторон друг от друга копилась, вероятно, с того момента, как Любимов вернулся в СССР и – в свой легендарный кабинет на Таганке, который теперь осиротевшие актеры объявляют мемориальным и обещают сохранить.

Но вот ситуация во многом – новая, которая возвращает к старым, не решенным вопросам. Любимов – слава богу, живой, предположим, уходит все-таки. Тем более что труппа пытается обезопасить себя от очередного возвращения Любимова и пишет в департамент культуры письмо, в котором сообщает о нежелании сотрудничать со своим отцом-основателем. Его спектакли – остаются. И имя на афишах. При этом по действующему в России законодательству в отличие от писателей, композиторов режиссер не является автором, он не имеет права ни запретить показ своего спектакля, ни внести в него правку, если, например, такое желание вдруг возникнет.

Любимов – отдельно, спектакли – отдельно. Как мухи и котлеты? Получается, так.

А ведь всякий, кто хоть раз бывал в Театре на Таганке, засвидетельствует: Юрий Петрович приходил в зал и на рядовые спектакли, его легендарный фонарик из зала подсказывал артистам, где замедлить бег, а где – в темпе продолжить игру. Он вправду был не только режиссером, но и в определенном смысле музыкальным руководителем своих спектаклей, а представить себе оперу без дирижера очень трудно.

Можно вообразить, что спектакли продержатся в «рабочей форме» год-полтора. Можно вспомнить свежий пример – на Чеховский международный театральный фестиваль в Москву приезжала балетная труппа Мерса Каннингема. Гастроли в Москве, после смерти хореографа в 2009-м, – одна из последних остановок перед тем как театр прекратит существование. Завещание Каннингема не оставляет вариантов: его балеты могут играться два года после его смерти, после чего их запишут на видео, и – все. Вероятно, хореограф исходил из того, что видел сам – во что превращаются после смерти авторов их спектакли.

Любимов, даже если захочет, запретить играть свои спектакли не может. Приходится признать: он попал в ловушку, которую приготовило ему российское авторское право, для которого режиссер – по-прежнему не автор. Уходя, он наказывает себя. У актеров развязаны руки, они больше не будут слышать его упреков и обидных слов. Но, главное, публика, которая будет приходить в Театр на Таганке и смотреть спектакли, за которые Любимов уже не сможет нести ответственность, пока спектакли будут разваливаться и все дальше отходить от первоначального замысла, будет всех собак вешать на режиссера. Который за эти результаты полураспада и распада, конечно, не должен и не может отвечать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1791
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1516
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1329
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
966

Другие новости