Из Минобороны вновь поступают удивительные новости. Похоже, в военном ведомстве действительно принялись исправлять свои ошибки, которые понаделали в недавний период радикального сокращения численности Вооруженных сил. Последний тому пример – заявление начальника Главного управления кадров МО РФ генерал-лейтенанта Виктора Горемыкина о полномасштабном восстановлении в войсках института заместителей командиров подразделений по работе с личным составом. Это – одна из наиболее пострадавших военно-учетных специальностей, в ходе реформы уменьшенная количественно почти в пять раз. Из 17,5 тыс. военных воспитателей, работавших в армии и на флоте в 2008 году, к 2010-му было сокращено более 12 тыс. Но помимо полной ликвидации 70% таких должностей, около 30% оставленных в штатах были переведены из офицерских в гражданские. Абсолютно без специалистов этого профиля остались воинские коллективы уровня батальон–рота. Теперь все обещают отыграть назад.
«Должностные категории офицеров-воспитателей будут повышены с «помощника командира по работе с личным составом» до категории – «заместитель командира по работе с личным составом». Будут также повышены воинские звания данной категории офицеров», – сообщил журналистам Горемыкин. Он подчеркнул, что увеличится и численность офицеров-воспитателей. В частности, должности заместителей командира по работе с личным составом снова введут в ротах и батареях. По утверждению генерала, в настоящее время Главное организационно-мобилизационное управление Минобороны прорабатывает документы, связанные с новыми штатными изменениями данной категории офицерского состава.
Что же заставило военное ведомство поменять отношение к офицерам-воспитателям, по сути, на прямо противоположное? Ведь не секрет, что представителей этой специальности считали пережитком советской системы, прямыми продолжателями дела замполитов, отжившей свое идеологии. Потому и подставили их едва ли не первыми под нож сокращений. Однако сама жизнь показала, что никакие девушки-психологи, которые начали регулярно практиковать в воинских коллективах сеансы релаксации и всевозможные психологические тренинги, не в состоянии все же восполнить функции, непрерывно выполнявшиеся раньше в подразделениях офицерами-воспитателями. Особенно это стало заметно после того, как в личном составе войсковых частей большинством снова оказались военнослужащие по призыву.
В конце марта 2011-го главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил: «Полтора года в войсках последовательно увеличивается количество насильственных преступлений. Только в минувшем году их количество возросло более чем на 16%. От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие. Во многом именно неуставные отношения в воинских коллективах являются причиной и многочисленных уклонений от военной службы военнослужащих по призыву, и даже самоубийств». Количество таких преступлений среди этой категории военнослужащих в 2010 году возросло практически во всех войсках и воинских формированиях и в совокупности с насильственными составляет уже почти половину правонарушений в Вооруженных силах, отметил Фридинский. По его данным, подавляющее большинство нарушений уставных правил взаимоотношений совершено призванными солдатами и сержантами.
И вот не далее как в минувший понедельник уже руководитель Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ Александр Сорочкин, выступая с докладом на коллегии ГВСУ, сообщил, что за пять месяцев 2011 года почти на четверть возросло количество рукоприкладств в войсках. Причем две трети этих преступлений совершено опять же военнослужащими по призыву.
Так что генерал Горемыкин вынужден был констатировать: переход на организационно-штатную структуру «нового облика» негативно сказалось на воинской дисциплине и правопорядке в войсках. Но ведь о том, что будет именно так, буквально кричали многие военные эксперты, когда сокращения военных воспитателей только еще затевали.
Несколько раз на эту тему выступало в 2008 году и «НВО». Тогда наша газета отмечала возобладавшее в команде реформаторов Минобороны понимание воспитательной работы среди военнослужащих как исключительно культурно-развлекательные мероприятия и «релакс после трудного дня». Ну, может быть, еще как доверительные беседы психолога с солдатом о его не преодоленных личностных комплексах┘ Не спорим, все это тоже на пользу. Но как собирались обойтись без штатного офицера-воспитателя, интегрированного непосредственно в воинский коллектив, целиком погруженного в повседневную жизнь подразделения и смысл решаемых им задач? Не нянька прежде всего нужна солдату, не просто приятный собеседник, а человек, специально обученный и досконально знающий особенности взаимоотношений между молодыми мужчинами, которых вместе собрали, вообще-то, не на добровольной основе и поставили в довольно жесткие условия воинской деятельности. Он по должности обязан знать царящие в коллективе настроения и целенаправленно заниматься их формированием, а если необходимо – коррекцией. Всё ради одного: подразделение должно быть боеспособным и каждый военнослужащий должен быть абсолютно уверенным в надежности всякого, кто находится с ним вместе в боевых порядках. Для этого офицера-воспитателя наделяли определенными властными полномочиями, а также вменяли в обязанность всегда находиться в тех самых боевых прядках. И, кстати, если требовалось, именно он должен был подменить выбывшего командира на поле боя. То есть обязан был как минимум знать основы тактики, управления и применения оружия.
Жаль, что всем этим откровенно пренебрегли в реформаторском порыве сокращения Вооруженных сил. Кого теперь назначать на восстановленные должности? Тысячи уволенных офицеров-воспитателей уже не вернуть. А где взять новых? Последний выпуск специалистов этого профиля из Военного университета МО РФ в полном составе отправили на «гражданку» сразу после присвоения офицерского звания.