Нынешнее лето проходит для стран Евросоюза под знаком протестных волнений и экономического неблагополучия. Долговой кризис в той или иной степени затронул всех участников сообщества, поставив под сомнение целесообразность существования как еврозоны, так и всего Евросоюза. Сплоченность обернулась взаимозависимостью, когда недуг одного государства тянет ко дну всех остальных участников единой Европы.
Эпицентр событий сейчас находится, конечно, в Греции. Страна была вынуждена согласиться на ультиматум МВФ и ЕС, приняв «план спасения» в обмен на очередной транш – программу бюджетных сокращений на 28 млрд. евро до 2015 года. Правительству придется распродать самые привлекательные государственные активы, чтобы заработать еще 50 млрд. евро. Но основные тяготы борьбы с кризисом лягут на плечи простых греков: вырастут налоги, будут урезаны зарплаты и пенсии, заморожены соцпрограммы, подорожают коммунальные платежи, а главное, сокращение 150 тыс. чиновников приведет к скачку безработицы, которая уже достигла рекордных 35–40%.
Неудивительно, что решение правительства во второй раз за последний год сократить бюджетные расходы переполнило чашу терпения населения. Разгневанные греки считают, что их заставляют платить за благосостояние ЕС слишком высокую цену, и не собираются прекращать протесты. Среди людей все большую популярность приобретает мнение, что план, предложенный МВФ и ЕС, направлен против самих греков – он скорее оберегает стабильность евро и финансовой системы всего мира. Мол, Греции было бы выгоднее объявить дефолт, выйти из еврозоны и вернуться к греческой драхме.
Против сокращения расходов и неэффективной экономической политики правительства бастуют испанцы, в бедственном положении оказались и португальцы. От бюджетного дефицита и связанных с ним протестных настроений не убереглись и богатые страны. Масштабные забастовки профсоюзов прокатились по всей Великобритании – там сотни тысяч работников госсектора протестуют против планируемого сокращения пенсий и повышения пенсионного возраста с 60 до 66 лет.
В конце концов бастуют даже в самой Еврокомиссии: чиновники недовольны планами урезания европейского бюджета – увольнение ждет каждого двенадцатого сотрудника. В Германии с каждым днем растет евроскептицизм – нарастает раздражение необходимостью поддерживать южных «соседей-нахлебников». Во Франции, где на носу президентская кампания, активно эксплуатируется тема скорой кончины ЕС: лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен обещает французам вывести страну из Евросоюза, вернуть ей нацвалюту и самостоятельную миграционную политику, а социалисты – вернуть гражданам право уходить на пенсию в 60 лет, вопреки строгим рекомендациям Еврокомиссии.
О конце политического единства в ЕС говорит и решение изменить Шенгенское соглашение – основу единой Европы. Теперь, чтобы обезопасить себя от нелегальной иммиграции, которую просто не в состоянии переварить ослабленные экономики, члены Евросоюза смогут восстанавливать пограничный контроль на своих границах. Европарламент рассматривает возможность отмены безвизовых соглашений с третьими странами.
Ситуация в Старом Свете затрагивает и интересы России, значительная часть резервов которой размещена в евро. Москва также обозначила в качестве приоритета переход к безвизовому режиму с ЕС, перспективы которого европейцы сейчас, вероятно, попытаются отодвинуть еще дальше. Представляется, что РФ нужно учитывать трудности, с которыми сталкивается ее стратегический партнер. Однако вряд ли следует вопреки своим интересам допускать, чтобы европейцы положили отмену виз в долгий ящик. Регулярное акцентирование внимания на этой проблеме – залог того, что обе стороны будут искать взаимоприемлемые развязки и продвигаться к решению этого вопроса.