Двадцатые числа июня отмечены не только 70-й годовщиной начала Великой Отечественной войны и выставкой в Манеже, посвященной этой памятной дате, но также и вручением дипломов о высшем и среднем образовании 1460 выпускникам суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и пансионов, а также нескольким сотням офицеров, окончившим военные академии и университеты, военно-научные учебные центры всех видов и родов войск. В том числе и 48 выпускникам Военной академии Генерального штаба, большая половина из которых – офицеры зарубежных армий. Торжества по этому случаю прошли на Соборной площади Кремля (впервые в современной истории), традиционно на Красной площади, на Поклонной горе, в актовых залах и на плацах военных академий и училищ.
Особенно повезло выпускникам Московского суворовского военного, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, а также воспитанницам Московского пансиона Минобороны. Мало того, что они получили свои заветные «корочки» из рук высшего руководства Вооруженных сил в самом центре Кремля, где в старину короновали царственных особ, но 35 из них – медалистов и отличников учебы – пригласили в зал Коллегии военного ведомства, где министр обороны Анатолий Сердюков лично каждому вручил ценные подарки.
Интересно при этом, что из тех полутора тысяч суворовцев, нахимовцев и кадетов, а также воспитанниц пансиона, что стояли в парадном строю на Соборной площади Кремля, а затем прошли по ней торжественным маршем под воинскими заменами (странно, почему они не могли сделать это на Параде Победы?), только половина решили продолжить свое образование в военных высших учебных заведениях. Остальные избрали для себя различные гражданские специальности – инженерные профессии (около 20%), экологию и безопасность жизнедеятельности (10%), юриспруденцию (более 20%), энергетику, транспортные и информационные технологии, гуманитарную и социально-экономические сферы, таможенное дело, здравоохранение (7%), государственное и муниципальное управление и сферу образования.
Вопрос не в том, что военное ведомство практически зря потратило на 700 с лишним юношей и девушек свои бюджетные средства, если они не собираются связывать свою жизнь с армией, – очень приличное образование, которое они получили в своих училищах, корпусах и пансионе, пойдет на пользу не только им самим, но и нашей стране, которая тратила и будет тратить на качественное образование немалые средства. Хотя рациональные и долгосрочные государственные финансовые вливания в сферу военного образования требуют действительно эффективного и вдумчивого подхода, решения не только сиюминутных, но и долгосрочных гуманитарных и оборонных задач.
Прав был президент России Дмитрий Медведев, когда на недавнем Совете безопасности заявил о том, что армия сокращается, идет ее реформирование и пора откорректировать порядок подготовки офицеров. Как в военных, так и в гражданских вузах. Фактически провести вдумчивую реформу военного образования, чтобы после выпуска они оставались в армии и отсутствие военных вакансий не ставило под угрозу их карьерный, а значит, и профессиональный рост.
Она, эта реформа, как показывает практика, уже идет. Но идет почему-то, как многое в военной реформе, зигзагами. То на два года прерывается прием абитуриентов в военные вузы, то он опять возобновляется. Правда, неизвестно, в какие именно вузы и в каком объеме. Руководство военного ведомства и департамента военного образования держит в тайне название и количество военных училищ, которые собирается закрывать (их сегодня 57), те специальности, подготовку по которым намерено передать в гражданские вузы (сегодня армия готовит для себя профессионалов по 300 специальностям). По всему чувствуется, что генералы и их гражданские советники и помощники по-чиновничьи боятся гласного и открытого обсуждения с обществом пути и направления реформирования военного образования, как и реформы Вооруженных сил.
Вот характерный пример. Несколько недель назад в редакции «НВО» раздался звонок из Министерства обороны. Нас просили подготовить несколько вопросов руководителю департамента образования, на которые она хотела бы ответить. Мы такие вопросы подготовили. В них было много острых тем и по поводу тех учебных заведений, которые собираются закрывать или перепрофилировать. И по поводу так называемой оптимизации воинских специальностей, которые собираются или не собираются готовить в военных вузах, по поводу подготовки сержантов со средним специальным образованием. О том, какими средствами располагает на эти цели военное ведомство, как постарается сохранить высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, который сложился и выращен во многих отечественных военных академиях, их учебно-материальную и исследовательскую базу, на которой проводились в помощь военной науке интересные и актуальные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы┘
Словом, вопросов у нас было много. Мы понимали, что задаем их не ради собственного праздного любопытства, а представляем интересы общества, своих читателей, хотели помочь им, а также их детям и внукам, стремящимся связать свою жизнь с армией и флотом, получить какие-то верные ориентиры на этом пути. Но, как в том старом анекдоте, все свелось к форме «ждите ответа» и длинным гудкам в телефоне.
Отсутствие гласности и открытости в проведении военной реформы, которое мы наблюдали до недавнего времени, уже привело и приводит к многочисленным ошибкам и недоразумениям. Будет беда, если высокомерие военных бюрократов, их нежелание обсуждать с обществом свои шаги по реформированию военного образования, прислушиваться к советам и критике экспертов повторятся – это, несомненно, приведет к ослаблению обороноспособности страны и ее армии.