Больше года назад правительство поручило принять специальный закон по контролю за всеми покупками монополий, госкорпораций, а также предприятий с государственным контрольным пакетом. Внимание правительства к таким закупкам объясняется просто: их сумма сопоставима с государственным бюджетом и, по разным оценкам, превышает 8 трлн. руб. Одна только инвестпрограмма «Газпрома» в этом году может превысить 1,2 трлн. руб. Не секрет, что сфера закупок госпредприятий пронизана коррупционными связями и откатами: свои закупают только у своих и только по сильно завышенным ценам. Но если правительство пытается навести порядок в сфере госзакупок за бюджетные средства, то точно такой же порядок нужен монополиям и госкомпаниям, которые фактически оперируют теми же государственными средствами.
Первым шагом для наведения порядка в сфере закупок должно было стать утверждение режима полной информационной открытости. Вся информация о конкурсных закупках должна открыто публиковаться в электронном виде. А сами конкурсы должны проводиться по понятным правилам отбора победителей. Именно эти принципы контроля за закупками ясно сформулированы в пояснительной записке к исходному тексту законопроекта «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса», который внесен в Госдуму от имени депутатов-единороссов Мартина Шаккума, Валерия Драганова и Валерия Панова. При этом в исходном тексте четко сформулирован закрытый перечень исключений: «не размещаются в открытом доступе только сведения, составляющие государственную тайну, а также в исключительных случаях по отдельным решениям правительства РФ сведения о конкретных закупках или закупках конкретных заказчиков».
Казалось бы, все ясно: правительство как фактический контролер и хозяин госкомпаний может само «в исключительных случаях по отдельным решениям» сделать исключения из общего принципа информационной открытости. Правда, некоторые подозрения могли возникнуть при появлении в тексте очевидного утверждения: «не размещаются в открытом доступе только сведения, составляющие государственную тайну». Действительно, зачем это опытные депутаты вдруг вписали в текст закона «умную» мысль о том, что государственную тайну не надо публиковать в открытой печати? Гостайна потому и называется тайной, что власти запрещают сообщать о ней в открытой печати. Именно это давно зафиксировано в специальном законе о гостайне. Зачем же повторять это снова еще и в законе о закупках?
Объяснение такой странности появилось на этой неделе вместе с новыми поправками к тексту закона, где к гостайне вдруг приклеилась и совсем другая тайна – коммерческая. «Не подлежат размещению на официальном сайте┘ сведения о закупках, составляющие коммерческую или государственную тайну» – так предложил расширить список исключений один из авторов закона. В результате этой хитрой поправки весь режим информационной открытости закупок фактически разрушается. Ведь коммерческой тайной при желании можно объявить все что угодно. В случае принятия этой хитрой поправки отпадает необходимость и в самом законе о закупках. Какой смысл формулировать жесткие требования к открытости, если их можно отменить в любой удобный момент, даже не обращаясь за разрешением к правительству?
Появление скандальных поправок стало для СМИ настоящей сенсацией: вместо закона об усилении контроля за расходами госкомпаний, о чем говорили президент и премьер, в Госдуме вдруг появляется совершенно другой законопроект – о произвольной публикации конкурсной информации.