0
2053
Газета От редакции Интернет-версия

27.06.2011 00:00:00

Новое дело Михаила Прохорова

Тэги: ер, правое дело


Михаил Прохоров возглавил партию «Правое дело». В том, что это произойдет, никто не сомневался с тех пор, как бизнесмен публично заявил о готовности сыграть эту роль.

Шансы попасть в парламент у партии неплохие, и речь даже не о том, что Михаил Прохоров едва ли взялся бы за заведомо проигрышное дело. Можно говорить о попытках самой политической системы к внутренней нормализации, к поиску баланса. Снижение (в перспективе) порога прохождения в Думу с 7 до 5%, слова Дмитрия Медведева о том, что правая партия в Думе необходима, – все это элементы, складывающиеся в благоприятную для «Правого дела» конъюнктуру.

По сути, речь идет об окончании целого периода в российской политической истории. Правящая элита произвела зачистку политического поля «постдевяностых». Отказ в регистрации Партии народной свободы – часть этой стратегии. Но, когда зачистка завершается, встает вопрос о выживании самой системы. Учитывая фактическую неоднородность российского общества, для выживания необходимы внутренняя демократизация и налаживание институтов политического представительства. Делать это зачастую приходится вручную. «Правое дело», похоже, является важным звеном в этом плане.

Выступая на субботнем съезде, Прохоров призвал исключить слово «оппозиционный» из партийного лексикона, действовать и рассуждать как «профессиональная, ответственная партия власти». Он не был понят многими критически настроенными комментаторами, хотя в действительности сказал довольно простую вещь.

Разумеется, в случае попадания в Думу «Правое дело» окажется в оппозиции партии-победительницы, то есть «Единой России». В то же время очевидно, что сам термин «оппозиция» в российских реалиях утрачивает свой практический, системный смысл. Она перестает быть институтом и превращается в стиль мышления, позиционирования себя.

В рамках нормальной демократической системы оппозиция – это актуальное состояние политической организации, компетентной, ментально и структурно готовой в любой момент взять управление государством в свои руки. Это и есть вторая партия власти. Таких партий власти в стране может быть две, три, сколько угодно.

Успех «Правого дела», равно как и успех самого переформатирования российской политической системы, будет зависеть от двух ключевых – и взаимосвязанных – факторов. Фактор № 1: сможет ли система стать представительной по отношению к реальным, а не вымышленным, искусственно сконструированным («либералы» против «патриотов») социальным группам? Фактор № 2: будут ли в рамках этой системы действовать реальные механизмы защиты интересов этих групп?

Для того чтобы закрепиться в этой системе всерьез и помочь ее трансформировать, Михаилу Прохорову и «Правому делу» необходимо конкретизировать свой месседж, точнее, определить его адресата. Говорить о человеке вообще, об ответственном домохозяине, о достоинстве и личности допустимо для первого слова. Но второе слово должно отражать более четкое представление о собеседнике. Потенциальные избиратели партии Прохорова – не все граждане России, а малый и средний бизнес, образованная городская молодежь. Они должны понять, что партия обращается к ним, а политика может стать инструментом осуществления их целей. До сих пор она не казалась им таковой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
805
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1005
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
919
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
914

Другие новости