Михаил Прохоров возглавил партию «Правое дело». В том, что это произойдет, никто не сомневался с тех пор, как бизнесмен публично заявил о готовности сыграть эту роль.
Шансы попасть в парламент у партии неплохие, и речь даже не о том, что Михаил Прохоров едва ли взялся бы за заведомо проигрышное дело. Можно говорить о попытках самой политической системы к внутренней нормализации, к поиску баланса. Снижение (в перспективе) порога прохождения в Думу с 7 до 5%, слова Дмитрия Медведева о том, что правая партия в Думе необходима, – все это элементы, складывающиеся в благоприятную для «Правого дела» конъюнктуру.
По сути, речь идет об окончании целого периода в российской политической истории. Правящая элита произвела зачистку политического поля «постдевяностых». Отказ в регистрации Партии народной свободы – часть этой стратегии. Но, когда зачистка завершается, встает вопрос о выживании самой системы. Учитывая фактическую неоднородность российского общества, для выживания необходимы внутренняя демократизация и налаживание институтов политического представительства. Делать это зачастую приходится вручную. «Правое дело», похоже, является важным звеном в этом плане.
Выступая на субботнем съезде, Прохоров призвал исключить слово «оппозиционный» из партийного лексикона, действовать и рассуждать как «профессиональная, ответственная партия власти». Он не был понят многими критически настроенными комментаторами, хотя в действительности сказал довольно простую вещь.
Разумеется, в случае попадания в Думу «Правое дело» окажется в оппозиции партии-победительницы, то есть «Единой России». В то же время очевидно, что сам термин «оппозиция» в российских реалиях утрачивает свой практический, системный смысл. Она перестает быть институтом и превращается в стиль мышления, позиционирования себя.
В рамках нормальной демократической системы оппозиция – это актуальное состояние политической организации, компетентной, ментально и структурно готовой в любой момент взять управление государством в свои руки. Это и есть вторая партия власти. Таких партий власти в стране может быть две, три, сколько угодно.
Успех «Правого дела», равно как и успех самого переформатирования российской политической системы, будет зависеть от двух ключевых – и взаимосвязанных – факторов. Фактор № 1: сможет ли система стать представительной по отношению к реальным, а не вымышленным, искусственно сконструированным («либералы» против «патриотов») социальным группам? Фактор № 2: будут ли в рамках этой системы действовать реальные механизмы защиты интересов этих групп?
Для того чтобы закрепиться в этой системе всерьез и помочь ее трансформировать, Михаилу Прохорову и «Правому делу» необходимо конкретизировать свой месседж, точнее, определить его адресата. Говорить о человеке вообще, об ответственном домохозяине, о достоинстве и личности допустимо для первого слова. Но второе слово должно отражать более четкое представление о собеседнике. Потенциальные избиратели партии Прохорова – не все граждане России, а малый и средний бизнес, образованная городская молодежь. Они должны понять, что партия обращается к ним, а политика может стать инструментом осуществления их целей. До сих пор она не казалась им таковой.
- Статьи по теме:
Второе место в Госдуме и государстве
═