Американский экономист Нуриэль Рубини, завоевавший широкую известность своим предсказанием финансового кризиса 2007–2009 годов, вновь привлек к себе внимание очередным экономическим предостережением. В интервью, которое он дал в субботу в Сингапуре агентству Reuters, Рубини указал на «значимую вероятность» жесткой посадки экономики КНР после 2013 года.
Термин «жесткая посадка» позаимствован у авиаторов. Он подразумевает неприятные ощущения, связанные с поспешным или неточным приземлением самолета. В экономике жесткая посадка может вылиться как в замедление роста, так и в кризисные явления в отдельных отраслях и в экономике в целом.
Суждения о возможности замедления роста китайской экономики звучали и ранее. Однако каждый раз они опровергались итоговой статистикой, свидетельствующей о сохранении быстрых темпов роста. В среднем в течение последних трех десятков лет экономика страны вырастала примерно на 10% в год. Рекордный показатель!
Однако оценки Рубини базируются не на пустых рассуждениях. Ученый отмечает, что десятилетия стимулирования экономического роста через высокий уровень инвестиций привели к появлению в Китае избыточных промышленных мощностей. «Китай в настоящее время все больше полагается не только на чистый экспорт, а на инвестиции в основной капитал, который вырос до 50% ВВП, – заявил Рубини. – И в дальнейшем КНР будет иметь две проблемы: огромное количество просроченных кредитов в банковской системе и такую же массу избыточных производственных мощностей». В результате «после 2013 года могут резко сократиться темпы роста экономики Китая».
Рубини делится впечатлениями о своей поездке в Восточном Китае из Шанхая в Ханчжоу. Скоростной поезд был наполовину пуст, в значительной степени пустовали и станции по маршруту движения. Построенное рядом скоростное шоссе на три четверти недоиспользовалось. Оба города связаны также авиасообщением. Явный перебор, считает Рубини. Наблюдения экономиста подтверждаются и другими людьми, побывавшими в последнее время в Китае. С одной стороны, они отмечают продолжающееся бурное жилищное строительство и сооружение новых шоссе и железнодорожных линий, а с другой – их недоиспользование, в частности, из-за высокой цены.
Власти КНР не могут не знать о проблеме. Об этом говорят хотя бы их регулярные призывы сдерживать темпы роста и не допускать перегрева экономики. Вместе с тем высокий уровень инвестиций сохраняется. Секрет кроется в самой формуле китайской модернизации, делающей упор на поддержании занятости как важного фактора социальной стабильности. Это позволяет ослабить аграрную перенаселенность. Не менее 100 млн. крестьян, чьи руки не требуются в деревне, стали рабочими-отходниками, дешевый труд которых поднимает ввысь китайские города и прокладывает дороги. В Китае построен самый длинный мост через морской залив и самая высокогорная железная дорога в мире, побиты другие строительные рекорды. Ныне в КНР выпускается до половины мирового производства цемента. Получается, что там строят практически столько же, сколько во всем остальном мире.
Вот почему так трудно притормозить быстрый рост китайской экономики и не допустить ее перегрева. И почему все продолжают скапливаться проблемы высоких инвестиций, грозящих жесткой посадкой Китаю.
России надо учитывать эту особенность экономической ситуации в соседней стране, которая является одним из ее важнейших торговых партнеров. По крайней мере в связи с тем, что китайский спрос на российскую продукцию может варьироваться и даже снижаться в случае возникновения трудностей в экономике этой страны.