11 июня в Тбилиси состоится многократно откладывавшаяся встреча Католикоса-Патриарха Грузии Илии II с Католикосом всех армян Гарегином II. Эчмиадзинскому иерарху предстоит обсудить с духовными и светскими властями Грузии сложные темы. Между Грузинской православной церковью (ГПЦ) и Армянской апостольской церковью (ААЦ) идет спор о принадлежности ряда древних храмов. Армянская сторона сегодня претендует на возвращение шести из них, расположенных в Тбилиси и Джавахети – регионе компактного проживания армян. Грузинская настаивает на создании совместной комиссии, которая могла бы разобраться в вопросе принадлежности этих памятников архитектуры, часть которых, по ее утверждению, в различные годы передавалась местной епархии ААЦ во временное пользование, а часть якобы после реставрационных работ, проведенных в ХVII–XIX веках, получила вид, присущий армянским храмам.
Дело осложняется еще и тем, что при достижении договоренности официально оформить передачу объектов ААЦ невозможно, поскольку у ее епархии в Грузии нет юридического статуса. И согласно местному законодательству быть не может. Сегодня здесь только ГПЦ обладает статусом юридического лица публичного права, а все другие функционируют без статуса либо зарегистрированы в качестве некоммерческих юридических лиц частного права (в основном неопротестантские общины). Между тем светскими властями Грузии перед Советом Европы взято обязательство обеспечить равные условия и возможности всем религиозным группам. Но выполнить его власти не спешат – это будет непопулярным решением для подавляющего большинства титульной нации.
Однако для Святого Эчмиадзина грузинская сторона, очевидно, нашла какой-то выход – Гарегин II не стал бы приезжать, чтобы убыть обратно с тем же грузом неразрешенных вопросов. Успех нужен как никогда. Первопрестольный Эчмиадзин настигли непростые времена. Его авторитет в общенациональном охвате по-прежнему высок, но не непоколебим, как, скажем, в недавнюю эпоху Католикоса Вазгена I.
В Армении размножилось несусветное для 3-миллионной страны количество нетрадиционных религиозных организаций, которые, пользуясь материальным неблагополучием населения, расширяют свою деятельность. Несколько высокопоставленных представителей ААЦ местные журналисты подловили на склонности к чрезмерной роскоши и развлечениях не по сану. Сам Гарегин II из-за проводимой им внутрицерковной политики оказался под критикой ряда западноевропейских епархий и даже получил от них угрозы перейти под «протекторат» Великого Дома Киликийского – административно независимого Католикосата ААЦ, признающего первенство чести Католикоса, но при этом в миру считающегося едва ли не равноправным Святому Эчмиадзину.
В успехе визита Гарегина II могут быть заинтересованы светские власти... Грузии. Илия II – самая авторитетная фигура в стране. В отношениях между властями и ГПЦ не все гладко. Свежи факты сноса пары церквей, построенных без согласования с властями. Проповеди Илии II в период внутренних обострений рядом политиков высокого ранга расценивались как поддержка оппозиции. Не прошло мимо их внимания и осуждение им применения силы против манифестантов 26 мая. Ну и общеизвестно ревностное отношение президента Саакашвили ко всякого рода рейтингам. Поэтому не будет удивительно, если когда-нибудь выяснится, что власти уговаривали ГПЦ пойти навстречу соседям исходя из государственных интересов, требующих тесных отношений с Арменией, от которой зависит, скажем, фон сепаратизма в Джавахети. Или невмешательство российской военной базы в Гюмри при «новой агрессии России», как это уже было в 2008 году, – тогда руководству Армении удалось убедить российскую сторону не использовать дислоцированную в Гюмри авиацию. Уступки ГПЦ «иноверцам» в лице ААЦ могут хоть чуть-чуть сократить отставание в упоминавшемся рейтинге. А могут, и существенно, если власти рискнут включить пропагандистскую машину. Вряд ли в ГПЦ не понимают хитросплетений. Но и вряд ли забыли о мудрости: не оскудеет рука дающего...