Владимир Путин дал интервью об охоте и рыбалке американскому журналу. Почему-то в эту тематику вклинилась реплика о веротерпимости и политкорректности. «Я не раз обращал внимание, как в некоторых странах, в том числе и в США, люди, которые называют себя христианами, стесняются, не хотят или боятся публично демонстрировать свою приверженность к христианским традициям и ритуалам. А ведь в этом нет ничего обидного в отношении других конфессий», – сказал Путин. И уточнил: «Естественно, если относиться к ним с искренним уважением и считать их равными по значимости своей вере, тем более что в основе всех мировых религий лежат по сути своей одни и те же нравственные ценности».
Вчера один из представителей крупнейшей религиозной организации России де-факто вступил в спор с премьером о стеснительности христиан и об их склонности уважать традиции сограждан. Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», официального органа РПЦ, Сергей Чапнин выступил против гражданских ритуалов российского государства, посвященных памяти погибших в Великой Отечественной войне. Вот как оценивает церковный журналист церемонии, связанные с Вечным огнем у Кремлевской стены: «И руководители государства, и простые граждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды, лежащей на земле... Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия». По мнению Чапнина, «так формируется подобие гражданской религии», в основе которой «лежат языческие ценности, смыслы и символы».
Эти заявления скорректировал глава пресс-службы Московского Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. «Поклонение Вечному огню является языческим актом, но люди, которые приходят к Могиле Неизвестного Солдата и возлагают венки, не поклоняются огню, они отдают дань павшим», – прокомментировал он слова коллеги.
Заметим, что в ходе недавних празднований Дня Победы Патриарх Кирилл говорил о непреходящем значении этого события для нашего народа, хотя и назвал в очередной раз Великую Отечественную наказанием за грех безбожия советского народа. Но заявлений деятелей РПЦ, в которых подвергаются яростным атакам ценности и образ жизни российского общества, хоть отбавляй. Справедливости ради отметим, что не менее откровенные и бескомпромиссные обличения секулярного устройства нашего государства звучат из уст исламских деятелей.
Одновременно с критикой гражданских традиций религиозные организации формируют свои стереотипы в отношении отечественной истории, фиксируют их в новоизобретенных, повторяющихся из года в год ритуалах. Так, меньше чем через две недели после празднования Дня Победы Предстоятель РПЦ ежегодно совершает поминальное богослужение на Бутовском полигоне. И в эту субботу, в день Собора новомучеников, Патриарх наверняка напомнит в проповеди о том, как пострадала Церковь в годы гонений. Для Церкви эта трагическая память, кажется, гораздо важнее памяти о победе над нацизмом. Определив для себя приоритеты, РПЦ пытается совершить этот ценностный переворот в умах всех россиян.
Возвращаясь к словам Путина о политкорректности, отметим, что риски такого подхода состоят не только в том, что улицы российских городов заполонят толпы православных священников в рясах и мусульманок в парандже или стены госучреждений украсят распятия. Религиозные общины, опираясь на моральный капитал своих страданий от давно минувших атеистических гонений, далеко не всегда демонстрируют уважение к мнению инакомыслящих. Ведь духовные ценности мировых религий, вопреки мнению премьера, разнятся, а иногда взаимоисключают друг друга. Так можно ли быть толерантным по отношению к тем, кто эту важнейшую ценность гражданского общества из раза в раз подвергает безжалостному попранию?