Показательной оказалась реакция системных политиков на новость о том, что Михаил Прохоров готов возглавить «Правое дело». Спикер Госдумы Борис Грызлов, например, усомнился в том, что некогда выдвинутые Прохоровым идеи повышения пенсионного возраста и увеличения рабочей недели найдут поддержку у избирателя. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что у «Правого дела» просто нет электората в России – он начал уезжать из страны в ельцинские времена.
Российский электорат условно можно разделить на три группы. Первая группа – традиционный избиратель популистских партий, от «Единой России» до КПРФ и ЛДПР. Вторая группа – «правозащитный» электорат. Третья группа – избиратель, вызванный к жизни реформами 1990-х, новыми условиями жизни и ценностными установками. Это представители российского среднего класса, предприниматели, офисные сотрудники, образованная городская молодежь и молодые ученые, готовые конвертировать свои знания в прибыльные проекты.
Три электоральные группы отличает степень мобилизованности в рамках существующей политической системы. Избиратель первой группы мобилизован предельно, он легитимирует власть правящей элиты, именно он определяет приоритеты принимаемых ею решений. Избиратель второй и третьей групп мобилизован частично или не мобилизован вовсе.
Мобилизационные диспропорции приводят к тому, что системные политики популистского типа рассматривают свой электорат как единственно возможный. Им хорошо знакомы правила функционирования системы. Они понимают, что любой новый игрок должен получить одобрение наверху. Поскольку популистский электорат считается репрезентативным и даже единственно возможным, появление нового игрока воспринимается как сигнал к перераспределению голосов, мест и т.д. Это вызывает ревность, раздражение, скепсис, а конкурент дискредитируется именно как фигура, не способная выразить интересы электората первой группы.
«Правое дело» под руководством Михаила Прохорова пока остается уравнением со многими неизвестными. Неизвестна, в частности, степень системной интеграции партии. Так или иначе, кажется очевидным, что «Правое дело» не может и не должно участвовать в перераспределении голосов популистского электората. Ключ к успеху старого-нового проекта – в ориентации на частично мобилизованный или немобилизованный электорат.
На кого именно? Избирателя второй и третьей групп, в частности, объединяет ориентация на демократические нормы и институты, но различают мотивы. Для «правозащитного» электората демократия важна прежде всего как набор моральных максим. Именно поэтому «правозащитный» избиратель в России тяготеет к несистемности – системная политика так или иначе предполагает компромисс. В свою очередь, для электората третьей группы демократия ценна как система, гарантирующая соблюдение правил игры на рынке, базовые права и честное судебное разбирательство в случае конфликта. Этих людей в меньшей степени будет интересовать то, кому их кандидаты жмут руки, и в большей – соблюдение их интересов как результат этих рукопожатий.
Новому «Правому делу» придется делать ставку на одну из электоральных групп. Анонсируемая смена названия может стать знаком, что выбор был сделан не в пользу «правозащитного» избирателя. Этот выбор можно будет считать рациональным. Ставка будет сделана на людей, прежде не воспринимавших политику как инструмент реализации собственных интересов и проектов. Людей, которых от политики отпугнуло преобладание в ней популизма, бескомпромиссности и отсутствие конкретики. Это будет мобилизация демобилизованного, выключенного из политики электората.