Директор фонда «Стратегия-2020» Михаил Ремизов и его зам Борис Межуев опубликовали программный текст «Охота на медведей», в котором изложили свое видение того, в каком направлении должна двигаться «Единая Россия». Вкратце их мысль сводится к следующему.
Реальной партией власти в стране является вовсе не «Единая Россия», а либеральный истеблишмент. Для него характерны постгайдаровская философия управления и принятия социально-экономических решений.
Электоральная поддержка либеральных реформ в России невелика. Поэтому власть должна либо создавать непрочную коалицию правой партии (например, «Правого дела») с «Единой Россией», либо использовать единороссов в качестве «электорального голема», обеспечивающего политическое прикрытие для непопулярных экономических мер. Это политический подлог: гражданин идет голосовать за стабильность, а на выходе получает неолиберальные реформы.
«Единой России», партии большинства населения, необходимо в этой ситуации заявить об оппозиции либеральному истеблишменту, а не помогать ему в получении мандата на реформы, смысл и дух которых для электората «ЕдРо» неприемлемы.
Сложившаяся в России политическая система проговаривается в текстах такого рода. В частности, становится ясно, что правящая элита, амбиции которой реализуются в гигантском партийном проекте, неважно справляется с собственной тотальностью, то есть со стремлением объять все, даже несовместимые друг с другом движения, концепции и типы мышления.
Система беременна разделением на нормальные политические проекты, отвечающие реальным социальным запросам и отражающие интересы реальных (а не выдуманных) социальных групп. При этом система никак не может родить, и никто «наверху» не берет на себя роль акушера.
И Ремизов, и Межуев позиционируются как системные интеллектуалы. Симптоматично, что интеллектуал, оказываясь перед необходимостью описывать ту политическую среду, в которую он встроен, прибегает к «правильной логике», в рамках которой консерватор критикует либерала, а левый борется с правым. Между тем описываемая ими система лишь частично функционирует по правилам такой логики.
Является ли «Единая Россия» партией большинства населения – дискуссионный вопрос. Власть ориентируется исключительно на инертный электорат, не готовый мыслить стратегически, привыкший к государственному патернализму. «Единая Россия» сегодня является партией электората, который власть хочет и может мобилизовать.
Говорить о «Единой России» как о партии большинства населения, а не партии бюрократии, с уверенностью можно будет лишь в том случае, если власть захочет и осуществит мобилизацию электората иного типа. Другой избиратель в России существует. Это интеллигенция, а также представители малого и среднего бизнеса. Системные интеллектуалы, предлагающие «ЕдРо» оппозиционную тактику, похоже, считают, что такой электорат мобилизовать нельзя, либо его спрос полностью удовлетворяется актуальным предложением единороссов.
Ремизов и Межуев пишут о «Единой России», как если бы она была самостоятельным организмом, хотя генетически это инструментальная партия, эманация власти, успехи которой во многом обеспечивали и продолжают обеспечивать административный ресурс и фигуры лидеров. Между тем «ЕдРо» может обрести реальные социальные корни лишь в случае либерализации самой политической системы. Только тогда она сможет предлагать свою повестку дня, оппонировать либеральному истеблишменту и т.д.
Мобилизация другого электората потребует перераспределения административного ресурса. «Единая Россия» воспримет это с ревностью. Ремизов и Межуев пишут об этом саркастически. Играть по новым, конкурентным правилам «ЕдРо» хотела бы, сохранив все старорежимные завоевания. То есть сохранив полноту административного ресурса. А этого не будет.