У российской экономики есть проблема, о которой много не говорят. Наша экономика – маленькая. Применительно к России слово «маленькая» употребляют редко, но факт остается. В тех странах или объединениях стран, которые задают тон в современном мире, – США, ЕС, Китай – население много больше, чем у нас. Значит – там шире и рыночное пространство. Тут экономия на масштабе, богаче возможности для специализации и использования сравнительных преимуществ, острее конкуренция, наконец. Если в мире чистой политики, когда говорят об «игре с ненулевой суммой», часто хотят кого-нибудь объегорить, то в экономике интеграция – процесс, от которого выигрывают все стороны. Понятно, что не все компании, не все отдельные люди, что некоторые регионы будут нуждаться в особой поддержке.
Так что создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана – не просто чей-то политический проект (хотя как же без политики?). Это осознание руководством стран закономерностей современного мира. А государственным органам – экономическому блоку, особенно таможенникам и налоговикам, – от Таможенного союза пока только особая головная боль. Как и отдельным бизнесам. Это «игра вдолгую», это стратегический проект, а стратегические проекты, как известно, чем крупнее, тем чаще вызывают непонимание и даже сопротивление.
Участие Украины в Таможенном союзе не критично для организации, но весьма желательно. Если бы Украина участвовала в таком объединении, то ее граждане представляли бы свыше четверти населения союза. Да и формат организации получил бы логическую завершенность, объединив самые близкие народы и экономики.
Украина пока отказывается от предложенного ей присоединения. Целью украинской политики объявлено создание с ЕС зоны свободной торговли. То есть конечной целью является вступление в ЕС, но в среднесрочной исторической перспективе достижение этой цели не просматривается. А зона свободной торговли – форма интеграции, много более аморфная, чем Таможенный союз, не говоря уже о грядущем едином экономическом пространстве, вполне реальна. Подобный внешнеэкономический приоритет помимо чистой политики имеет и экономические доводы: европейский рынок много больше и богаче рынка Таможенного союза, там прозрачный бизнес, четкое правовое регулирование и вообще высокие технологии. Основания вполне понятные: для модернизации необходимо торговать с Европой, это и России касается. Остается сакраментальный вопрос: чем торговать?
Металлопрокатом нижних переделов и минеральными удобрениями – это сейчас и происходит. Сельскохозяйственной продукцией в ЕС особо не поторгуешь – они умеют не пускать на свой рынок чужаков с помощью санитарных норм, стандартов и пр. Парадокс: то, что есть в Украине высокотехнологичного, поставляется на рынки СНГ или развивающихся стран. После создания зоны свободной торговли с ЕС с рынком Таможенного союза возникнут определенные тарифные проблемы. Это не месть, это простая арифметика, только бизнес.
Экономическая ориентация на Европу представляется теоретически убедительной. Но до прекрасного будущего надо как-то просуществовать. Кричащей макроэкономической проблемой Украины является растущий дефицит внешней торговли. Прописываемая в таких случаях девальвация не очень подходит: и государство, и бизнес, и простые граждане имеют немалые долги в валюте – могут возникнуть проблемы с выплатами.
Пока Россия и Украина разговаривают между собой не очень хорошим тоном. Москва привезла в Киев ультиматум. В украинской столице озвучиваются абсурдные утверждения, что газовый контракт может быть расторгнут, так как его некогда подписывали «враги народа». Истина заключается в том, что договариваться придется. России, Украине и ЕС.