0
1296
Газета От редакции Интернет-версия

15.04.2011 00:00:00

Пражскому Договору исполнился год

Тэги: россия, сша, снв, договор


В конце минувшей недели исполнился год подписанному в Праге Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, или СНВ-3, как его еще называют. Этот документ уже назвали историческим и реальным символом перезагрузки между двумя странами. Лидеры наших государств Дмитрий Медведев и Барак Обама приняли решение сократить свои стратегические ядерные арсеналы до 1550 боеголовок, 700 развернутых носителей этого оружия плюс 100 носителей, размещенных на складах и арсеналах. Причем для России это не сокращение, а возможность наращивания таких вооружений. В день подписания договора на ее счету было всего 611 развернутых стратегических носителей ядерных боеголовок.

Вспоминать о том, как стороны пришли к такому решению и сколько политической воли и дипломатического искусства потребовалось главам двух государств, их ведущим военным экспертам, чтобы согласовать условия и порядок выполнения договора СНВ-3 и добиться его ратификации в Сенате США и в российском парламенте (хотя для Кремля эта процедура прошла менее затратно), нужно отдельно. Сейчас же отметим главное. Соединенные Штаты признали безопасность России равной своей безопасности, стороны обменялись данными о составе, структуре и дислокации своих стратегических ядерных сил, начали проводить взаимные инспекции, в отношении друг к другу у них появилось больше доверия и предсказуемости. Договор СНВ-3 создал возможность для двух стран начать сотрудничество по таким острым проблемам обеспечения безопасности, как создание системы противоракетной обороны, и в частности на Европейском театре военных действий (ЕвроПРО), перейти к обсуждению проблемы сокращения тактического ядерного оружия, с новых позиций вернуться к Договору об обычных вооруженных силах в Европе┘

Об этом, кстати, написали в статье, посвященной годовщине Пражских соглашений, в The New York Times экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов. Они предложили целую систему мер по дальнейшему сокращению ядерных вооружений, контролю над ними, присоединению к этому процессу других стран ядерного клуба и по укреплению мер доверия и транспарентности не только между двумя крупнейшими ядерными державами мира, но и между Москвой и Брюсселем – штаб-квартирой Североатлантического альянса. Похожую статью эти авторы, к которым присоединились директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин и директор Института Брукингса (Вашингтон), бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, разместили и в International Herald Tribune.

Ветераны мировой политики предлагают такой план действий. Первое – США и России следует вступить в переговоры о дальнейшем, до 1 тыс., сокращении оперативно-размещенных стратегических боезарядов, а также соответствующем сокращении носителей. Тем временем стороны могли бы выполнить условия СНВ-3 о сокращении арсеналов раньше, чем предписывает договор, – к 2014–2015 годам вместо 2018-го.

Второе: Москве и Вашингтону следует улучшить взаимопонимание по вопросам противоракетной обороны. США, НАТО и России следует стремиться к сотрудничеству в этой сфере. Так, на начальном этапе можно было бы создать совместный центр России и НАТО для согласования и анализа информации с радаров раннего предупреждения и космических средств наблюдения.

«Еще один важный шаг – возобновить и расширить совместные учения и испытания России и НАТО в сфере ПРО», – пишут они. По мнению авторов статьи, все эти меры поощрят взаимную транспарентность и доверие. В долгосрочном плане НАТО и России следует задуматься о более тесном объединении систем ПРО. Например, о едином протоколе, на базе которого будут приниматься решения о пусках противоракет.

Третье: на переговорах о сокращении вооружений Вашингтону и Москве следует коснуться нестратегического ядерного оружия. Предварительно официальные лица России и США должны на консультациях договориться, какое оружие относится к категории «нестратегического», обменяться информацией о количестве, типе и дислокации вооружений, а также способах его хранения.

«На сокращение ядерных вооружений могут влиять побочные вопросы. Например, прогресс в ограничении обычных вооруженных сил в Европе наверняка поощрит переговоры о нестратегических ядерных вооружениях», – пишут авторы.

«Четвертое: контроль ядерных вооружений не может вечно оставаться исключительно предприятием России и США», – отмечают Олбрайт, Иванов, Тэлботт и Дынкин, рекомендуя Москве и Вашингтону проконсультироваться с официальными лицами Великобритании, Франции и Китая о том, как сделать сокращение ядерных вооружений многосторонним процессом. Тем более что в июне нынешнего года предстоит встреча постоянных членов Совета Безопасности ООН для обсуждения ядерных проблем. «В дальнейшем в процесс сокращения ядерных вооружений следует вовлечь и другие ядерные державы», – полагают ветераны политики. И с их предложениями нельзя не согласиться.

Но вот что бросается в глаза. Полной перезагрузки в отношениях между Москвой и Вашингтоном невозможно добиться, сосредоточивая внимание только на системе безопасности. Ничто так не укрепляет добрососедские связи и стратегическое партнерство, как взаимовыгодное и взаимозависимое экономическое сотрудничество. К примеру, такое, как существует между США и Китаем, товарооборот между которыми достиг 60 млрд. долл., а товарооборот между Россией и США находится в районе только 20 млрд. долл. И пока возникают и активно педалируются те или иные, по большей части надуманные, препятствия на вступление России в ВТО, пока американский Конгресс никак не отменит ограничения на торговлю между Вашингтоном и Москвой высокотехнологическими товарами, введенные поправкой Джексона–Вэника, надеяться на более тесное сближение позиций двух государств и на более тесное сотрудничество между ними, к сожалению, не приходится.

Это тот урок и те напутствия на перспективу, которые диктует нам год после Праги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1705
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1395
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1393
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1657

Другие новости