Министра культуры Александра Авдеева хочется защитить какими-нибудь возвышенными словами, например, из песни Булата Окуджавы: «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не виноват. Она сама его морочила. А он ни в чем не виноват...» Она – это премия «Инновация», за которую министру приходится теперь держать ответ.
Жестче других выдвинула требования член Общественной палаты Ольга Костина: Авдеева нужно снять с работы и отправить в питерский ОМОН. В эфире «Русской службы новостей» она заявила еще, что жюри, которое вручило премию «Инновация» арт-группе «Война» за изображение фаллоса на Литейном мосту в Санкт-Петербурге, следовало бы проверить у сексопатолога. А саму акцию арт-группы «Война» она назвала «полууголовным поведением». Как известно, все считают себя специалистами в медицине и в искусстве, Ольгу Костину в этом смысле нельзя назвать исключением.
Первое, о чем имеет смысл справиться, – чем за последнее время прославился питерский ОМОН? Одна из свежих новостей, конца марта: в Санкт-Петербурге перед судом предстанут бывшие сотрудники ОМОНа, обвиняемые в избиении мужчины, пришедшего на концерт. Как сообщает пресс-служба регионального СУ СК РФ, обвиняемые, не имея законных оснований для задержания местного жителя, нанесли ему не менее двух ударов ногами и не менее двух ударов резиновыми дубинками. Другая новость – более приятная, имея в виду рекомендации, выданные министру культуры Александру Авдееву: на последнем марше несогласных участников арт-группы «Война» – а они и туда пришли по своему обыкновению – и других петербургский ОМОН не задерживал до последнего, несмотря на отборный мат в их адрес.
Теперь – по существу. Ольга Костина требует наказать министра за то, что тот не вмешался в решение жюри, что Минкульт не проконтролировал процесс на всех этапах. По сути, она требует наказать министра за то, что тот идеально выполнял свои обязанности, поскольку задача его ведомства заключалась в том, чтобы организовать независимую экспертизу. Можно, конечно, и надавить на экспертов, но это, как заметил однажды премьер-министр Путин, хотя и по иному поводу, «не наш метод».
Другое дело, если бы у госпожи Костиной возникли сомнения в правильном расходовании бюджетных средств, в том, например, что деньги, предназначенные классическому искусству, были направлены на поддержку, как она считает, «полууголовного поведения» арт-группы «Война». Но у нее таких подозрений вроде бы нет. Ее возмутило именно то, что министерство не помешало независимой работе экспертного сообщества. Ведь Минкульт финансировал лишь организацию «Инновации», деньги на премии выделены частными благотворителями. А по логике Ольги Костиной выходит, что правильный министр культуры и в этом случае должен был помешать награждению группы «Война», – не так ли?
Если государство от нашего имени распоряжается деньгами налогоплательщиков, разве это означает, что государство имеет право по своему разумению решать, кому можно появляться на экране телевизора, а кому – нет? Кому давать премии, а кому – не давать?
С таким же успехом можно назвать «полууголовным поведением» и составление неблагоприятного прогноза экономического развития. Оно же многим портит настроение, отчего же не потребовать, появись такой печальный прогноз экспертов в недрах Минэкономразвития, отставки министра экономики? Получить прогноз стабильного роста, процветания и всяческого благополучия, конечно, приятнее. Но эксперты далеко не всегда приходят к приятным выводам. Актуальное искусство, кстати, – такой же барометр общества, как и какой-нибудь свежий график состояния экономики, ожиданий и доверия граждан. Жюри «Инновации» сделало неприятный, но, думается, честный выбор. А Министерство культуры и Александр Авдеев сделали все, чтобы их решение было независимым и профессионально безупречным.