В конце минувшей недели исполнился год подписанному в Праге Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, или СНВ-3, как его еще называют. Этот документ уже назвали историческим, а также реальным символом перезагрузки отношений между двумя крупнейшими ядерными державами мира. Лидеры наших государств Дмитрий Медведев и Барак Обама, как многие помнят, приняли 8 апреля 2010 года решение сократить свои стратегические ядерные арсеналы до 1550 боеголовок, 700 развернутых носителей этого оружия плюс 100 носителей, размещенных на складах и арсеналах. Причем для России это стало не сокращением ее стратегических ядерных сил сдерживания, а возможностью наращивания таких вооружений. В день подписания договора на ее счету было всего 611 развернутых стратегических носителей ядерных боеголовок.
Вспоминать о том, как стороны пришли к такому ответственному решению и сколько политической воли и дипломатического искусства потребовалось главам двух государств, их политикам и ведущим военным экспертам, чтобы согласовать условия и порядок выполнения Договора СНВ-3, добиться его ратификации в Сенате США и в российском парламенте (хотя для Кремля эта процедура прошла менее затратно), нужно отдельно. Сейчас же отметим главное. Соединенные Штаты признали безопасность России равной своей безопасности, стороны обменялись данными о составе, структуре и дислокации своих стратегических ядерных сил, начали проводить взаимные инспекции (мы продемонстрировали американской стороне свою новую ракету РС-24 «Ярс», они нам – тяжелый бомбардировщик В-1 на военной базе «Дэвис-Монтан» в штате Аризона). В отношении к друг другу у них появилось больше доверия и предсказуемости. Договор СНВ-3 создал возможность для двух стран начать сотрудничество по таким острым проблемам обеспечения безопасности, как создание системы противоракетной обороны, и, в частности, на Европейском театре военных действий (ЕвроПРО), перейти к обсуждению проблемы сокращения тактического ядерного оружия, с новых позиций вернуться к Договору об обычных вооруженных силах в Европе┘
Об этом, кстати, написали в статье, посвященной годовщине Пражских соглашений, в The New York Times экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов. Они предложили систему мер по дальнейшему сокращению ядерных вооружений, контролю над ними, присоединения к этому процессу других стран ядерного клуба и по укреплению мер доверия и транспарентности не только между двумя крупнейшими ядерными державами мира, но и между Москвой и Брюсселем, где расположена штаб-квартира Североатлантического альянса. Похожую статью эти авторы, к которым присоединились директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин и директор Института Брукингса (Вашингтон), бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, разместили и в International Herald Tribune. С разумными предложениями ветеранов мировой политики нельзя не согласиться.
Но вот что бросается в глаза. Полной перезагрузки в отношениях между Москвой и Вашингтоном невозможно добиться, сосредотачивая внимание только на системе взаимной безопасности. Ничто так не укрепляет добрососедские связи и стратегическое партнерство, как взаимовыгодное и взаимозависимое экономическое сотрудничество. К примеру, такое, как существует между США и Китаем. А пока возникают те или иные (чаще всего надуманные) препятствия на вступление России в ВТО, пока американский Конгресс никак не отменит ограничения на торговлю между Вашингтоном и Москвой, введенные поправкой Джексона–Вэника, надеяться на более тесное сближение позиций двух государств, на более тесное сотрудничество между ними, к сожалению, не приходится.