В минувший вторник вертолеты миротворческих войск ООН в Кот-д’Ивуаре обстреляли президентский дворец в Абиджане, оказав тем самым поддержку одной из воюющих там сторон. Генсек ООН Пан Ги Мун объяснил эти действия стремлением «защитить мирное население страны».
По существу миротворцы нарушили свой статус, обязывающий их быть нейтральными и беспристрастными, а генсек ООН, если он дал указание провести такую акцию, вышел за пределы своих полномочий. Как известно, лишь Совет Безопасности ООН имеет право решать вопросы, связанные с применением силы в конфликтных ситуациях. И именно он должен определять, как она применяется.
Не соблюдается принятая процедура и в ходе операции в Ливии, где международная коалиция вышла далеко за рамки мандата, определенного Советом Безопасности. Вместо защиты гражданского населения, как прописано в резолюции 1973, коалиционные силы под управлением структур НАТО ведут бомбежку правительственных сил.
Подобные действия мотивируются стремлением помочь становлению демократии, однако в действительности никто не знает, каким будет результат такого вмешательства.
Парадоксально, но окончание холодной войны не принесло стабилизации в третьем мире. Более того, конфликты – межэтнические, межконфессиональные и гражданские – множатся. Внешнее вмешательство в них становится обычным делом. И ООН здесь оказывается далеко не безупречной.
В последнее время международная организация утратила четкий ориентир в вопросах, касающихся предоставления мандата на проведение миротворческих и иных операций. В одних случаях она по существу игнорировала подлинные гуманитарные катастрофы, в других – предоставляла неоправданную свободу рук во вмешательстве во внутренние дела тех или иных стран.
Подобное воздействие крайне опасно. В конечном итоге оно может принести результаты, обратные задуманным. Вместо одного авторитарного режима появится другой, а то и вообще диктатура. Вместо светского режима возникнет клерикальный. Нельзя не учитывать также неизбежную негативную реакцию населения развивающихся стран на случаи неоправданного вторжения в их дела. Трения по оси «юг–север», которые на время как бы затихли, вновь обострятся. Неизбежно осложнится и обстановка при принятии решений в Совете Безопасности и ООН в целом.
В связи с этим нельзя не обратить внимание на слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что Россия могла бы поддержать последнюю резолюцию Совета Безопасности по Ливии, если бы она более четко регламентировала действия союзников по защите гражданского населения и пределы применения силы в отношении сторон конфликта. Однако, как известно, в тексте резолюции всего этого нет.
На наш взгляд, ООН и членам СБ следует принять должные меры к тому, чтобы Совет вернулся к строгому соблюдению всех правил и процедур проведения международных операций под эгидой ООН. Нужно выработать четкие критерии определения необходимости такого вмешательства, которые исключали бы любые попытки использовать его для оказания влияния на политическую жизнь той или иной страны или достижения каких-либо геополитических целей, официальной целью операции не предусмотренных. Для этого надо задействовать имеющиеся возможности ООН, включая существующий в его структуре военно-штабной комитет и другие органы.