Недавний случай в Крыму, когда русские партии полуострова перессорились из-за российской помощи, которая шла по линии Россотрудничества, поставил ряд вопросов. Главные среди них: какова эффективность структуры, которая в 2008 году презентовалась как многообещающий проект, нацеленный на усиление влияния РФ в странах СНГ, а также во сколько он обходится российскому налогоплательщику? Вопросы не праздные, и общество имеет право требовать на них ответ.
Указ о создании Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (полное название Россотрудничества) в сентябре 2008 года подписал президент Дмитрий Медведев. Но инициатива его создания принадлежала премьеру Владимиру Путину. Идея была хорошо воспринята в обществе, так как вопрос создания эффективной структуры, способной продвигать российские интересы за рубежом, назрел давно.
В пользу Россотрудничества приводился опыт Агентства США по международному развитию, созданного при американском правительстве и действующего под крышей американских посольств. Агентство сотрудничает как с правительствами, так и с НПО в десятках стран. Потому создание Федерального агентства по делам СНГ многие расценили как свидетельство того, что ближнее зарубежье останется приоритетом во внешней политике РФ. Агентство наделено «функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами – участниками СНГ, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества». Одной из важных линий работы должно было стать расширение сферы использования русского языка на постсоветском пространстве.
Сегодня Россотрудничество по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации осуществляет функции через свои представительства. Агентство наделено полномочиями под стать задачам и обеспечено средствами. В текущем году бюджет Россотрудничества только на работу в СНГ составил 1 млрд. 788 млн. 510 тыс. руб. Но у него открыты представительства более чем в 70 странах дальнего зарубежья – Германии, Польше, Австрии и т.д. Все структуры, функционировавшие под крышей известного еще по СССР общества «Дружба», вошли в Россотрудничество. К СНГ, понятно, эти подразделения не имеют никакого отношения. А те представительства, что открыты в странах Содружества, занимаются культурными проектами типа организации выставок, и то редко. В столицах стран СНГ местные политики затрудняются ответить на вопрос: кто возглавляет отделение Федерального российского агентства? А соотечественники даже не представляют, что Москва прислала им помощников. Это можно сказать о Кишиневе, Бишкеке, Ташкенте, Минске. В Киеве пророссийские общественные организации осведомлены, что Москва перевела туда 1,2 млн. долл. Но куда они делись, как и кто их распределял – тайна.
А куда, например, тратится помощь из России в Ашхабаде, и вовсе не узнать. Туркмения – закрытая страна, российские журналисты туда свободно не въедут и расследование не проведут. Без них же у российского общества нет иных каналов для получения информации: Россотрудничество не отчитывается перед ним ни о своей работе, ни о затрачиваемых средствах.
Прозрачность, или, как теперь принято говорить, транспарентность, в деятельности Россотрудничества нужна не по формальным соображениям, не из вредности. Это необходимо для содержательной корректировки форм и методов работы с русским миром. А это уже не ведомственный, а геополитический вопрос. От которого такой гигантской державе, как Россия, не отмахнуться. Ведь социально-политическое самочувствие соотечественников – важный индикатор того, насколько успешны мы здесь, в России.