Идея фактического назначения топ-чиновника лидером партии «Правое дело» заставляет задаться вопросом и о судьбе выстроенной в нулевые вертикали власти.
Если Игорь Шувалов действительно возглавит правую партию, в перспективе это будет означать восстановление нормальной структуры парламента. Сегодня в Госдуме фактически отсутствует сила, для которой поддержка либеральных реформ является органичной, а не вынужденной повесткой дня. Сегодня наш парламент не полностью отражает структуру интересов различных слоев общества. Общество может быть разочаровано политическими фигурами и брендами 90-х, но в его активной части сохраняется запрос на рынок, конкуренцию, снижение роли государства в экономике и контролируемость власти.
«Правое дело» во главе с Шуваловым с большой долей вероятности окажется в Госдуме. Произойдет это не из-за личной политической харизмы Шувалова. Дав добро на лидерство топ-чиновника в правой партии, власть тем самым подает знак, что прохождение «сбалансированного либерализма» в парламент одобрено наверху. Стоит ли говорить о том, что подобные знаки в контексте выборов оказываются очень действенными!
Во многом это будет искусственное, то есть запущенное сверху, восстановление нормальной парламентской структуры. Исходя из этого, возникает справедливый вопрос о целях. Ответ на него зависит от того, претерпит ли российская политическая система дальнейшие трансформации. В первую очередь это касается вертикали власти.
Полноценный представительный парламент и вертикаль власти – явления, принадлежащие к двум различным политическим философиям, мировоззрениям. Пожалуй, основное различие между ними сводится к представлению о способности (или, напротив, неспособности) общества формировать стабильные структуры власти. В конечном итоге речь идет о степени доверия общества, создающего правящие элиты, к самому себе. Нормальный парламент означает высокий уровень доверия. Вертикаль власти – низкий.
Если после восстановления полноценной парламентской структуры с либеральным крылом будет запущен демонтаж вертикали (прежде всего в том, что касается выборов и выборности), правящая элита даст понять, что сама вертикаль была временным буферным механизмом, призванным облегчить перезагрузку системы, нуждавшейся в персональном, ценностном, идейном обновлении политического класса. Как явление вертикаль будет переведена из одной плоскости в другую – из плоскости актуальной в плоскость историческую.
В контексте истории нынешняя правящая элита при таком раскладе несомненно наберет имиджевые очки, позиционировав себя в качестве дальновидных стратегических реформаторов, а не конъюнктурщиков, живущих «здесь и сейчас».
Если демонтаж вертикали не будет начат, легитимность «нормального парламента» окажется сомнительной. Парламент окажется очередной имитацией политического обновления. Его маргинализация в качестве площадки для серьезных общественно-политических инициатив и дискуссий будет продолжаться. Власть инвестирует свой политический капитал в продвижение правой партии, но вовлечь общество в длительную политическую игру по своим правилам ей не удастся. Общество ей не поверит.
Власти придется выбирать между нормальным парламентом и вертикалью. Сочетать их не удастся. Это будет кентавр. Причем не древнегреческий кентавр, мощный и энергичный, сочетающий в себе силу лошади и человеческий интеллект. Это будет кентавр неполноценный. Кентавр-инвалид.