Министерство иностранных дел России выступило с заявлением, в котором обращает внимание на то, что участники операции по закрытию воздушного пространства над Ливией осуществили воздушные удары по невоенным объектам. В результате имеются жертвы среди мирного населения. В связи с этим МИД призывает соответствующие государства «прекратить неизбирательное применение силы» и впредь не допускать действий, выходящих за рамки мандата ООН.
Как уже сообщалось, резолюция 1973, санкционирующая операцию по закрытию воздушного пространства над Ливией, была принята на заседании Совета Безопасности ООН 10 голосами при пяти воздержавшихся. В числе последних были два постоянных члена СБ – Россия и КНР, имеющие право вето. Но они не прибегли к нему, ограничившись предостерегающими заявлениями.
Налицо явный сбой в работе СБ, особенно досадный в свете того, что в последние годы поступательно налаживалось взаимопонимание и сотрудничество между его участниками, что позволило продвигаться в направлении решения весьма острых международных проблем.
Надо отметить, что само решение о проведении акции по закрытию воздушного пространства было принято в отсутствие поддержки со стороны широких кругов мировой общественности. Сомнительно и правовое обоснование акции, которую представляют как гуманитарную интервенцию. Ведь в Ливии речь идет о гражданской войне, притом с элементом межплеменной розни – Каддафи и его сторонники опираются на поддержку племен в западной части страны (Триполитания), в то время как оппозиция связана с племенами востока (Киренаика).
Дав согласие на операцию в Ливии, СБ ООН проигнорировал ситуацию в других странах, в частности в Йемене, где в последние дни погибли десятки участников мирных выступлений, и в Бахрейне. В последнем армия и полиция при поддержке сил безопасности Саудовской Аравии подавили массовые выступления оппозиции.
Если верить сообщениям американских СМИ, ситуация в странах Персидского залива обсуждалась в высшем эшелоне администрации США и было принято решение «поддержать стабильность», то есть существующие режимы. СБ надо было бы обратить внимание на избирательный характер подобного подхода. Получается, что лозунг продвижения демократии используется группой стран для достижения сугубо своих геополитических целей. Заметим: сравнительно узкой группой – в нынешнюю «коалицию желающих» пока входят всего пять государств (США, Франция, Великобритания, Канада и Италия). Хотя предпринимаются энергичные попытки привлечь к операции какую-нибудь арабскую страну и расширить участие стран НАТО.
Налицо тенденция, вызывающая усиливающееся опасение. Вмешательство в гражданские войны и этнонациональные конфликты в тех или иных странах возводится в ранг нормы международного права как правомерная гуманитарная интервенция. Но служит целям создания удобных режимов либо даже перекройки географической карты. Так было в Косово, так ныне происходит в Ливии. Россия, содрогающаяся уже почти 20 лет под взрывы северокавказских сепаратистов, весьма опрометчиво ввязывается в создание прецедентов международного вмешательства в гражданско-племенные конфликты. Думается, что подобные действия не заслуживают поддержки даже в форме воздержания при голосовании в СБ ООН.