В минувшую пятницу в здании Академии Генерального штаба прошла расширенная коллегия Министерства обороны. На нее были собраны руководители центральных органов военного управления, главкомы видов Вооруженных сил и командующие родами войск, военными округами и армиями, а также представители администрации президента, правительства, Федерального собрания и общественных организаций. Руководил коллегией президент РФ и Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев.
Во вступительном слове он поставил перед армией и оборонно-промышленным комплексом пять важнейших задач, связанных с повышением обороноспособности страны, укреплением боеспособности армии и флота и приданием нового социального статуса офицерскому корпусу. Первая из них – максимально эффективно реализовать новую Государственную программу вооружений (подробнее об этом в материале "Президент пообещал разбор полетов"). Вторая – кардинально повысить управление войсками, особенно на уровне стратегических командований и армий. Третья – продолжить оптимизацию структуры Вооруженных сил, создать в нынешнем году систему Воздушно-космической обороны. Четвертая – усилить защиту рубежей страны во всех направлениях, включая и восточное. И пятая, которой Главковерх придал «безусловный приоритет», – повышение социального статуса офицера, включая общую задачу дальнейшего укрепления офицерского корпуса, усиление социальных гарантий военнослужащих и военных пенсионеров. Выполнение этой задачи связано в том числе и с повышением денежного содержания командиров и пенсий ветеранов. Дмитрий Медведев гарантировал, что с 1 января будущего года по его личному поручению денежное довольствие лейтенанта будет установлено в 50 тыс. руб. в месяц, а средняя пенсия увеличена «не менее чем в 1,6 раза».
Проблема в том, что выполнение этих задач связано не только с руководством армии и оборонного комплекса, к которым обращался Верховный главнокомандующий. Хотя они тут главные. Недопустимо, когда на выполнение Госпрограммы вооружений отпускаются огромные деньги – 20 трлн. руб. на ближайшие 10 лет, а на выходе, несмотря на практически полностью освоенные финансовые средства, армия и флот недосчитываются необходимых им вооружений. В прошлом году, к примеру, они не получили ни одного атомного подводного крейсера, хотя как минимум должен был вступить в строй «Юрий Долгорукий» с 12 ракетами «Булава» на борту и многоцелевая АПЛ класса «Ясень», а из 11 спутников связи и разведки в космос было отправлено только пять. Не принят флотом и корвет проекта 20380. Из девяти запланированных к поставке самолетов Як-130 получено только шесть, из 151 единицы БМП-3 ≈ всего 78. И это при том, что никто из высокопоставленных лиц, отвечающих за ОПК, не получил даже выговора за свою работу. Дмитрий Медведев обещал им серьезный разбор полетов, но приведет ли этот разбор к изменению ситуации в оборонке – большой вопрос.
Президент об этом не говорил, но давно известно, что невыполнение заказов армии в оборонной промышленности стало для нашей страны нормой. Это происходит не только из-за неоправданного роста цен на материалы и комплектующие, как иногда оправдывается этот процесс, из-за коррупции, что в ряде случаев намертво опутала заказчиков и исполнителей, из-за слабого контроля за делами в этой отрасли со стороны правоохранительных органов, но и по другим причинам. В том числе и потому, что и заказы вооружений, и цены на военную продукцию абсолютно непрозрачны и спрятаны от общественности, в том числе и от независимых экспертов, под выгодным для коррупционеров грифом секретности. Хотя во всех цивилизованных странах этот процесс максимально открыт. А секретность там касается только 2–3% заказа. У нас же – 70%.
Переломить ситуацию будет очень сложно. Для этого, как минимум, надо менять не только людей, но и их психологию. А это пока никому не удавалось.