Организованная правительством работа над новой «Стратегией-2020» может принести властям неприятные сюрпризы. На первой встрече с Владимиром Путиным, которая состоялась в середине февраля, «придворные экономисты» предложили ему сосредоточиться на сокращении бюджетного дефицита за счет урезания социальных расходов. Но уже через десять дней эксперты перешли к критике основ действующей в стране экономической и политической модели. Для оздоровления ситуации в России, по мнению экономистов, нужно разрушить прямую связь власти с бизнесом, создать полноценную конкурентную среду, строго соблюдать бюджетные ограничения и решительно банкротить несостоятельные предприятия – причем вне зависимости от их связей с чиновниками.
Разработчики новой стратегии предлагают освободить российский бизнес от коррупционного давления и регулярной дани, которую собирают силовые структуры и бюрократия. Власть должна озаботиться созданием широкого класса собственников, а также принципиально изменить свое отношение к бизнесу: государство, в частности, должно начать компенсировать предпринимателям все их потери из-за неисполнения чиновниками собственных обязанностей. Кроме того, разработчики «Стратегии-2020» прямо связали модернизацию экономики с необходимостью политических реформ: с утверждением свободных выборов и политической конкуренции, а также введением реального разделения властей. Без этого, как считают ученые, модернизация в России не состоится, а стратегические задачи, которые стоят сегодня перед страной, так и не будут решены.
Примечательно, что список необходимых кардинальных реформ составлен не какими-нибудь карбонариями или опасными «несистемными оппозиционерами» вроде Немцова, Каспарова или Лимонова, а вполне благополучными и даже близкими к властям экономистами: ректором президентской Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимиром Мау, руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем, научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным и др.
При этом сами ученые-эксперты наверняка понимают, что каждая из названных рекомендаций фактически ликвидирует ту модель управления, которая создавалась в России с 2000 года. Однако альтернативой реформам является деградация экономики – и эта перспектива заставляет ученых отказаться от приятных для власти формулировок. «Налицо exit strategy (стратегия выхода, отъезда. – «НГ») у значительной части населения – причем населения образованного и богатого. Причины бегства из страны среднего класса и политической элиты – в низком уровне безопасности личности и собственности, а также в неверии в возможность определять характер политической жизни в стране. Особенно это проявляется по отношению к детям, которых стремятся вывезти из страны уже для обучения в школе. Одновременно выводятся средства, необходимые для обустройства за рубежом. Вывозится и капитал. Причем уехать оказывается более простым решением, чем бороться за улучшение условий внутри страны», – пишет в своих рекомендациях «Новая модель социально-экономического развития России» Мау, который не замечен в панических настроениях или в неадекватной оценке происходящего.
Без кардинальных реформ Россия обречена на затяжное отставание от нынешних стран-лидеров и развивающихся стран. На обозримую перспективу – по крайне мере до 2050 года – наша экономика будет развиваться медленнее и хуже, чем в 2010 году. Даже если производительность труда в стране будет расти ежегодного на 5% (как было в благополучный докризисный период), то без кардинальной модернизации экономика не сможет поддерживать темпы роста выше 4% – предупреждают правительство разработчики стратегии.