В год выборов в Госдуму власть намерена особое внимание уделить ветеранским организациям, поскольку там сосредоточена одна из многочисленных и наиболее активных частей электората. Министерство обороны России, продолжая формировать «новый перспективный облик Вооруженных сил», пытается повлиять на настроения и среди отставных военных, которые в большинстве своем весьма критически относятся к проводимым в армии и на флоте преобразованиям. Помимо создания в войсках штатных структур по работе с ветеранами, приказом министра обороны Анатолия Сердюкова в каждом субъекте Федерации в штаты военкоматов вводятся должности так называемых войсковых инспекторов.
В группы войсковых инспекторов войдут бывшие командиры дивизий, командующие армиями и другие военачальники. Планируется, что эти структуры по своим задачам и функциям будут аналогичны Службе генеральных инспекторов, что сейчас функционирует в Минобороны.
Правда, если в здании на Арбате служит около 30 военачальников в ранге бывших министров обороны, командующих округами и т.д., то численность ветеранского генералитета в регионах – почти в 100 раз больше. Но и ранг военачальников поменьше.
Эту новость на днях обнародовал экс-начальник Генштаба, председатель Общероссийской организации ветеранов (ООВ) Вооруженных сил генерал армии Михаил Моисеев. Раскрывая замысел данной инициативы, нынешний начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что задача региональных ветеранов-военачальников «не только подучить наших офицеров, а главное, чтобы влить им в мозги ту долю нашей ответственности, тот русский характер, что есть у нас (то есть у ветеранов армии и флота. – «НВО»), что мы воспитываем. И это главная задача сейчас».
Служба генеральных инспекторов была воссоздана в апреле 2008 года по образу и подобию той «райской группы», которая существовала в СССР. «Она образована для максимального использования знаний и опыта ветеранов-военачальников в интересах обороноспособности России», – разъяснял в свое время статс-секретарь – заместитель министра обороны Николай Панков. Однако за почти двухлетнюю работу заслуженные ветераны, даже в маршальском звании, мало отличились. Правда, в октябре прошлого года инспекторы на встрече с Сердюковым дружно заклеймили Союз десантников России, который возмутился конфликтом министра с командиром одной из учебных частей ВДВ по поводу якобы незаконного строительства храма на территории гарнизона.
Про этот инцидент почти все забыли. Однако у общества к представителям «райской группы» остаются вопросы. В чем они помогли реально руководству Минобороны, если их мнение почти не было услышано при обсуждении спорных вопросов военной реформы? Да и было ли четко выражено это мнение?
На состоявшемся на прошлой неделе Офицерском собрании Ассоциации офицеров запаса Вооруженных сил можно было сравнить выступления тех военачальников, кто не входит в «райскую группу», и тех, кто в ней состоит. Выстраданный, глубоко продуманный критический доклад экс-заместителя начальника Генштаба генерал-полковника Юрия Букреева собравшиеся поддержали бурными аплодисментами, чего нельзя сказать о блеклом, в стиле «одобрямс», выступлении Михаила Моисеева.
Ждет ли та же участь «райские группы» в регионах, сказать трудно. Помощник министра обороны генерал армии Юрий Якубов заявил на днях, что «сейчас прорабатываются функциональные обязанности вновь формируемых структур, но я могу сказать определенно, что они будут наделены полномочиями осуществлять контроль и оказывать помощь командному составу подразделений и частей в организации и проведении практических занятий на полигонах и на боевой технике».
Помощник министра отметил, что военные инспекции в Вооруженных силах будут иметь вертикальную структуру: от генеральных инспекторов Минобороны до военных инспекторов в военкоматах регионов России. По официальным данным, на учете в военкоматах состоит около 6,5 тыс. генералов. Однако в штаты военных инспекторов наберут только 3 тыс. человек. Они, конечно, как и генеральные инспекторы Минобороны, будут получать неплохие оклады (до 50 тыс. руб. в месяц), но это лишь расслоит ветеранский корпус.
«Нынешний режим использует административный ресурс, чтобы военные пенсионеры не втягивались в политику. Особенно активны сейчас те ветераны, которые командовали большими воинскими коллективами. У них патриотическое сознание, и внутри сформировалось недовольство нынешней властью. Вот и создаются всевозможные «райские группы», чтобы как-то увести офицеров от насущных проблем страны. Но этого у них не получится», – считает председатель Союза офицеров, подполковник Станислав Терехов. По его мнению, все эти заигрывания с ветеранами связаны с предвыборной борьбой.
«Безусловно, опыт ветеранов надо использовать. И то, что в армии и на флоте это начинают делать, – хорошо. Только не получилось бы так, чтобы наших военачальников Минобороны стало использовать в роли свадебных генералов. Нужен гражданский контроль за этим процессом», – считает председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков.
Обращает на себя внимание тот факт, что оппозиционность ветеранского движения нынешней власти растет. Станислав Терехов рассказал «НВО», что проблемы армии и ситуация в стране на днях обсуждались на XIX съезде Союза офицеров и II съезде Русского офицерского собрания. По словам подполковника запаса, на съезд в Москву собрались делегаты от 30 регионов России.
Между тем ветераны, входящие в Союз десантников России, и их сторонники из «других патриотических организаций» провели 23 февраля на Поклонной горе в Москве митинг, приуроченный к Дню защитника Отечества. Лозунги, которые оглашались на митинге, были такими: «У России два союзника – ее армия и флот», «Реформирование армии и МВД под парламентский контроль», «Ветеранов почитать, а не поминать», «Пока мы едины, мы непобедимы!».