Протоиерея Всеволода Чаплина не оставляют мысли о внешнем виде россиян. Впервые глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ высказался по поводу «общероссийского дресс-кода» более месяца назад, по сути подвергая переосмыслению конституционный принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23).
На днях Чаплин решил ответить на поднявшуюся волну критики в свой адрес. «Милые дамы и господа хорошие, – обратился священнослужитель к аудитории во время одного из своих медиапастырских телеэфиров. – Поставленный вопрос взволновал вас именно потому, что вы знаете: ваша позиция неправильна». Далее он повел речь об угрозе утраты русской идентичности и о прочих малоприятных перспективах для небрежно одетой, зажавшей сигарету в зубах матушки-России. «Единственно правильный» ответ на поставленный Чаплиным вопрос, оказывается, был ему давно известен. Тогда зачем было затевать дискуссию и тем более ее продолжать?
Между тем, подавляя критику в свой адрес, Чаплин делает все новые экстравагантные заявления. Надо «снять все препоны, которые мешают простым людям, русским людям влиять на политику и определять ее», – сказал он в ходе уже другой телепередачи. Одновременно представитель РПЦ выступил за то, чтобы дать другим народам «не просто танцевать лезгинку», но «жить по своим правилам». Учитывая более ранние высказывания Чаплина, эту реплику надо понимать как поощрение легитимации в некоторых регионах страны элементов исламской правовой системы. Соответственно в «русских» субъектах Российской Федерации допустимо инкорпорирование в светскую правовую систему норм, определяемых Православной церковью.
Если в Центральной России эпатажные предложения Чаплина часто вызывают отторжение у граждан, то на Кавказе подобные идеи находят понимание. В эти дни обсуждается некое задокументированное «напоминание» заместителя председателя правительства Чечни Магомеда Селимханова о необходимости «приведения в соответствие с нормами вайнахской этики» внешнего вида руководителей органов власти и администраций районов и городов в республике. В частности, в пятницу, когда наступает священный для последователей ислама, но при этом рабочий для всей страны день, чиновникам рекомендуется придерживаться «традиционной мусульманской формы одежды». Получается, что нынешним правителям Чечни даже в голову не приходит, что на любой значимый пост в республике может быть назначен немусульманин. Однако граждане России «имеют равный доступ к государственной службе», им это гарантирует Конституция (ст. 32).
Вырисовывается конфигурация российской жизни, к которой склонны религиозные и политические лидеры, сделавшие «духовные традиции» основой своей идеологии. Они мыслят категориями крупных сообществ, национальных или религиозных коллективов, нивелируя при этом роль индивидуального выбора каждого гражданина страны. Происходит делегитимация личности, ее права на свободу самовыражения. Напомним: в статье 28 Конституции уточняется, что свобода совести включает право в том числе индивидуального исповедания любой религии.
Поборники «традиционной духовности» хотят видеть нашу страну такой, где национальные и религиозные сообщества ведут между собой диалог, но в своей среде не терпят никаких разногласий. Даже в таких мелочах, как стиль одежды. Между тем Основной закон гласит, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30).
Вопиющее противоречие с конституционным определением России как светского и демократического государства такими горе-идеологами игнорируется напрочь. Права и свободы человека и гражданина, в том числе и неверующего, ими в расчет не принимаются. Ведь у них на любую критику уже готов ответ: «Вы знаете – ваша позиция неправильна»┘