Стенограмма встречи Владимира Путина с разработчиками новой версии «Стратегии-2020», которая состоялась в прошлую среду, оставила тягостное впечатление. Участники признают, что России жизненно важно восстановить устойчивый экономический рост. Но ясных путей для достижения этой ключевой цели ни экономисты, ни премьер назвать не могут или не решаются. Возможно, что вне стенограммы эксперты-экономисты и рассказали премьеру о том, как можно было бы оздоровить российскую экономику или по крайней мере как это делается в более успешных странах. Но в официальной записи остались только следы интеллектуальной скромности экспертов, если не сказать – немощи.
Главной задачей государства на десятилетие, по мнению ученых-экономистов, должна стать оптимизация (сокращение) социальных расходов. При этом ключевые факторы – инвестиционный климат или условия работы частных предприятий – авторы будущей стратегии в беседе с премьером не упоминали. А такие слова, как «бизнес», «частные инвестиции», «законность», «защита собственности», в стенограмме встречи отсутствуют. Неужели ученые эксперты планируют развивать экономику только бюрократическими методами? Если нефтяные цены перевалили за 100 долл., а инвестиции в стране не восстанавливаются и из нее бежит капитал, то вряд ли в этом виноваты только врачи, учителя и пенсионеры. Происходящее скорее можно объяснить ухудшением инвестиционного климата, ростом налогов, беззаконием, произвольным вмешательством государства в экономику, незащищенностью частной собственности. Однако об этих важнейших условиях экономического роста авторы «Стратегии-2020» предпочли промолчать.
Вместо этого два архитектора будущей стратегии поспешили согласовать с премьером другие направления политики. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил переоценить социальные обязательства (в связи с дефицитом бюджета), перейти к нормативному финансированию госпрограмм и повысить зарплаты бюджетников, чтобы они не искали дополнительных заработков. Кроме того, он посоветовал ввести так называемый технологический аудит инвестпрограмм госкомпаний – чтобы они больше внедряли инноваций, а также подправить систему госзакупок, в которой единственным критерием является низкая цена. Ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау посоветовал Путину ликвидировать дефицит госбюджета за счет реформы здравоохранения, пенсионного обеспечения и образования.
Но разве сокращение социальных расходов, технологический аудит или новая схема госзакупок могут сами по себе восстановить устойчивый рост экономики? Способны ли перечисленные двумя ректорами меры остановить бегство капитала? Могут ли они привлечь новые инвестиции? Способны ли они качественно улучшить предпринимательский климат или хотя бы остановить холодную войну государства с собственным бизнесом? Способны ли эти меры ограничить аппетиты монополий, госкомпаний и множества лоббистов, добивающихся наращивания госрасходов? Скорее всего – нет. Поэтому для сохранения экономических перспектив РФ на ближайшее десятилетие авторам стратегии придется задуматься и о более существенных реформах, нежели технологический аудит (который очень напоминает введение госприемки в последние годы существования советской модели).
Гораздо большую откровенность, чем придворные экономисты, продемонстрировал на прошедшей неделе Алексей Кудрин. На экономическом форуме в Красноярске он не стеснялся говорить о выводе капитала, о сокращении иностранных инвестиций, о незащищенности собственников, о необходимости изменить инвестиционный климат и даже о честных выборах!